Спорт или искусство? Как в России развивается судомоделизм

Судомодельный спорт сейчас не особо популярен. Но может, только потому что о нем мало кто говорит? © / Анна Городкова / АиФ

Кузбасские чемпионы по судомодельному спорту рассказали корреспонденту «АиФ-Кузбасс» о том, зачем им это нужно, и почему со временем он перестал быть популярным.    
   

Поиграем в корабли?

Судомодельный спорт – проектирование, постройка и запуск моделей различных судов и кораблей: стендовых, самоходных, парусных, радиоуправляемых и скоростных, которые впоследствии «участвуют» в соревнованиях. Модель можно «скопировать» с прототипа определённого корабля или полностью сконструировать самому.

Корпуса кораблей могут собираться на основе специальных наборов стоимостью от 2 до 10 тыс. рублей, включающих детали какого-то конкретного судна или яхты (многое приходится дорабатывать самому). Определённые классы судов делаются с нуля из пластика, металла, полиэфирной смолы, стеклоткани, реже используется дерево. Соревноваться спортсмены могут тоже по нескольким направлениям.

В судомоделизме важна каждая мелочь, каждая деталь. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Во-первых, они могут «похвалиться» соответствием модели реальному кораблю (это соответствие называется стенд), и тут важно всё, буквально каждая деталь. Чем больше деталей, тем выше оценивается стенд. Во-вторых, свои суда спортсмены могут «испытывать» на скорость и устойчивость на курсе. При этом чем прямее плывёт модель, тем больше баллов получает её создатель. Для этого нужно, чтобы корабль был правильно настроен.

В-третьих, участники могут отправить свои суда выполнять фигуры за время. Многократно уменьшенный в размерах корабль должен пройти дистанцию в виде треугольника в соответствии с правилами, при этом не наваливаясь на буи и не проходя мимо «ворот» (двух буёв). Участникам даётся 100 баллов. Если модель, к примеру, где-то врезалась в препятствие, строгие судьи отнимают несколько очков. В итоге побеждает тот, кто сохранит наибольшее количество баллов.

Судна участвуют в настоящих соревнованиях! Фото: АиФ/ Анна Городкова

Судомоделисты могут принять участие в интереснейших командных состязаниях. Здесь фантазия организаторов может вволю разгуляться. Один из сценариев такой: к нефтяной вышке, стоящей на акватории, подходит работать нефтеналивное судно.

По сценарию «Учения МЧС» в это время рядом «подкрадывается» диверсионное судно с террористами на борту. Он минирует вышку и отплывает. Однако его засекает патрульный катер, начинает преследовать и стрелять ракетами.

   
   
Пульт управления судами. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Злодеи взрываются, но успевают и взорвать вышку. Вышка загорается, в воду падают цистерны с нефтью, моментально образовывая вредное масляное пятно. Что-то нужно делать!

В это время команда судомоделистов начинает управлять двумя судами, которые должны потушить пожар, поставить боны вокруг пятна и подобрать бочки. Сделать это нужно не только вовремя, но и так, как это написано в программе спасения. Выходит, важно иметь не только «золотые» руки, но и живой ум и теоретические знания.

Копии можно изготовлять как по прототипам, так и на основе собственной фантазии. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Машина для суперкрутого дяди

22-летний кемеровчанин, студент КемТИППа Илья Бруй, многократный победитель соревнований как российского, так и европейского уровня, один из немногих представителей молодых людей, которые занимаются таким интересным техническим видом спорта. Пока молодой человек учится и ничего не строит, но после диплома и армии планирует вернуться в спорт. За десять лет Илья построил около десяти моделей кораблей, машин и самолётов. Самую масштабную модель кемеровчанин сооружал два года.

В судомоделизм его привёл папа, который сам занимался этим делом. Сначала спорт не пришёлся по вкусу Илье, потому что ничего не получалось, да и тренер был требовательный – ревностно следил за тем, чтобы детали были сделаны идеально правильно. Но через два года мальчик стал ездить с различными моделями на областные соревнования, а потом и всероссийские. И сразу занимать призовые места. На чемпионат мира Илье попасть не удалось. Но его тренер Владимир Голубович уверен: талантливый кузбассовец победил бы и там.

За этими суднами стоят многие часы кропотливой и упорной работы. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Своим кораблем под названием Эсминец «Беспокойный» проекта 956 Илья особенно гордится – корабль является не только воспоминанием  и плодом тяжёлого труда, но и отражением характера парня. Как он сам признаётся, всегда переживает за своих родных, беспокоится, если у них случаются проблемы. Эсминец студент делал долгих десять месяцев, некоторые детали распечатывал на 3D принтере, который изготовил его отец. Меньше, чем за 150 тыс. рублей, сейчас бы свой корабль не продал. Но эту немыслимую для простых людей цену Бруй называет невысокой: «Немецкие копийные модели, которые производятся на заводах, стоят от 60 тыс. рублей, но с ними можно выступать только на областных соревнованиях, на России они ничего по стенду не займут. Самое дорогое тут – потраченное время и труд, никакая электрическая «начинка» не соизмерима с этим».

Судомоделизм Илья популярным не считает – сейчас проще сходить в магазин и купить лодочку китайского производства, чем сделать её самому. «Но всегда есть люди, которым нравятся уменьшенные копии различной техники, будь то маленький мальчик или суперкрутой дядя – автомобиля, танка, дома, да чего угодно! Однажды я делал на заказ корабль, на котором папин знакомый служил в молодости. За эту работу друг нашей семьи не пожалел заплатить 20 тысяч», - рассказывает Илья.

На самодельном 3D-принтере изготавливаются детали. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Однако интерес к этому роду занятий, к сожалению, с годами только падает, и этому мешает ряд проблем. Владимир Голубович, чемпион мира, Европы и России и многократный призёр мира, Европы и России, руководитель кружка судомодельного спорта Станции юных техников «Поиск» г. Кемерово, считает, что проблема не в нежелании детей этим заниматься, а в неосведомленности о том, что такое занятие вообще существует.

А ведь те, кто ходит заниматься на станцию и добивается высоких результатов, нередко награждаются от областной администрации бесплатными путёвками в Грецию и на Чёрное море, а также региональными и федеральными грантами (от 10 до 30 тыс. рублей). «Если открыть какую-нибудь газету и найти список детских кружков и секций, то можно увидеть всё, что угодно, но нигде нет ни упоминания о технических кружках и той же станции «Поиск», хотя у нас занимаются абсолютно бесплатно. Также для участия в выставках, конкурсах, соревнованиях нужны деньги. Но спонсоров найти нереально (их «давят» налоги), а личных денег почти не осталось. Ведь детей возят чаще всего на средства родителей», - объясняет Владимир Евстафьевич.

Это не спорт, а искусство

Ещё один талантливый кузбассовец, многократный призёр и чемпион России, Европы и мира 19-летний Алексей Чибранов, ныне студент, который на базе университета в Новосибирске  соревнуется в судомоделизме и представляет Кемеровскую область. За восемь лет парень соорудил три модели, однако он тоже не разделяет мнения, что судомоделизм сейчас знают многие: «Никогда не наблюдал ажиотажа вокруг судомоделизма, как, например, вокруг футбола или бокса. Думаю, этому есть множество причин.

Алексей занимается судомоделизмом восемь лет. Фото: Из личного архива/ Алексей Чибранов

Во-первых, когда родитель решит дать своему ребёнку дополнительное образование, то он даже не включит в список возможных занятий судомоделизм – спорт не разрекламирован, центров мало, да и что ребёнку даст умение строить кораблики?

Пусть лучше драться научится, за себя постоять сможет. Во-вторых, заниматься судомоделизмом якобы не круто. Когда твои одноклассники хвастаются, какие они самбисты и показывают друг на друге свои навыки, как-то не охота даже вспоминать, что ты из другого русла.

Самодельные суда принесли Алексею титул чемпиона. Фото: Из личного архива/ Алексей Чибранов

В-третьих, судомоделизм не для каждого. Когда я занимался судомоделизмом, то отрываясь от работы, все время замечал новые лица, а старых почти не было. Ребята после нескольких занятий понимали, что им скучно и неинтересно.

Здесь не нужно бегать и прыгать, здесь нужно сидеть и заниматься кропотливым трудом, нужно быть инженером, дизайнером и ювелиром одновременно. Нужно просто быть фанатиком этого дела, чтобы добиться результата. Судомоделизм не спорт, это искусство».