Примерное время чтения: 12 минут
205

Александр САДОВОЙ: "Когда людям неуютно, они начинают искать врага"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 08/11/2006

В свете известных карельских событий сегодня возникает необходимость внимательно оценить национальные процессы, происходящие на территории всей страны и в каждом ее регионе. Кузбасс - многонациональный регион. Но национальный состав в точности не известен даже специалистам-этнографам. Как выглядит национальная карта Кузбасса и чего можно ожидать от межэтнических процессов, которые идут на нашей земле, рассказывает доктор исторических наук, этнограф и социальный антрополог профессор КемГУ Александр САДОВОЙ.

- Александр Николаевич, что видит этнограф, глядя на сегодняшний Кузбасс?

- Район, в котором основная масса населения - русские. Однако если мы рассмотрим для сравнения традиционные области расселения русских - Ярославскую, Тверскую, Московскую, то увидим, что русские этих регионов имеют серьезные отличия от русских-сибиряков по ментальности и по восприятию своего исторического пути. Когда вы живете в Смоленске или Ярославле, региональная история видится вам на глубину в несколько столетий, а иногда и тысячелетие. И жители тех мест воспринимают историю страны как свою историю, историю города Твери, Смоленска и т. д.

А в Кузбассе мало кто относится к старым кержацким и сибирским родам, которые живут здесь с 17 века. Есть, например, генеалогия рода Щегловых. Ведь эта семья гораздо теснее связана с Кемерово, чем я, который приехал сюда в 1981 году. Но сколько их - тех Щегловых?

В целом население Кемеровской области, как и население практически всей Сибири, сформировалось в результате нескольких волн: столыпинское переселение, индустриализация 20-30-х годов, эвакуация времен Великой Отечественной войны, комсомольские стройки 70-80-х. Плюс - система ГУЛАГ. Эти факторы сформировали особую ментальность сибиряков. Возьмем только один фактор - отношение к времени и пространству. Для сибиряка тысяча километров - не расстояние. Например, для жителя Кавказа 200 километров - это путь от Сочи до Абхазии, из одной страны в совсем другую. А что для нас 200 км? Половина расстояния от Кемерова до Новокузнецка! У нас люди на рыбалку за 200 км ездят на выходные.

Не случайно русские как Сибири, так и Кузбасса - своеобразная этнографическая группа. Ее объединяет своя историческая судьба, свое восприятие политических процессов. Кроме русских в Кузбассе есть несколько десятков этносов. Татары - наиболее многочисленный этнос, с древней и самобытной культурой, которая вплоть до настоящего времени фактически не изучена. Есть этнические группы представителей крупных наций, например, немцы, которые сохраняют свою культуру и изучены чуть-чуть получше. На немецкую диаспору начали обращать внимание только в 90-х годах, когда немцы стали активно от нас уезжать. По той же причине обратили внимание и на кузбасских евреев. Абсолютно не изучены в регионе чуваши и мордва. Как ни парадоксально, больше всего информации мы имеем о малочисленных коренных народах Кузбасса - телеутах и шорцах, а вовсе не о русских или татарах.

Может казаться, что Кузбасс не имеет этнического своеобразия, - везде русская речь, русская культура. Но он многонационален по своей сути. Правда, обо всех этих национальностях почти ничего не известно, потому что в Кузбассе сегодня работают всего четыре этнографа. А на территории Аляски, к примеру, где 500 тыс. населения и примерно такое же этническое многообразие, трудятся несколько сот специалистов. И еще считается, что мало.

В ближайшее время национальные факторы в Кузбассе будут приобретать все большую значимость, потому что идут волны миграции из Средней и Центральной Азии, с Кавказа. Процесс этот будет нарастать. Сейчас в кузбасских городах трудно не столкнуться ежедневно с таджиками. На рынках появилось много киргизов, казахов. Развилась очень мощная диаспора азербайджанцев. Грузин не так много, но они тоже есть. Армянская диаспора достаточно активно формируется. И все эти люди занимают важное место в городской экономике Кузбасса, особенно в строительстве, сфере обслуживания, торговле. Этнический состав динамично меняется. Ожидается дальнейший рост числа таджиков и чеченцев.

- Между всеми этими этносами сильны процессы ассимиляции?

- Ассимиляция - очень любопытный процесс. Он непрерывен по своей сути.

Например, русские прекрасно ассимилируются в Америке. А вот русские в Австралии не особо-то ассимилированы - сохранили самосознание, православие, культуру.

Процессы ассимиляции тесно связаны с уровнем культуры национальной интеллигенции и политической элиты. Чем выше уровень ее культуры, тем медленнее процессы ассимиляции.

До 90-х годов нас уверяли, что существует единая историческая общность "советский народ". Старались не применять слово "русский". Были популярны представления, что русские на территории Кемеровской области ассимилируют другие этнические группы. А на самом деле - сами русские здесь всегда были разные: с Волги, с Кавказа, из Центральной России и т. д. Видимость ассимиляции объяснялась просто: через межэтнические браки люди меняли национальную принадлежность. Например, брак между украинкой и латышом приводил к рождению "русских" детей. Так было удобно.

Национальная принадлежность стала актуальной после распада СССР. Например, украинцы вспомнили, что они украинцы. Хотя многим украинцам уютнее жить в Кузбассе, чем на Украине. Татары осознали мусульманскую основу своей культуры. Телеуты добились того, чтобы их признали телеутами - раньше их записывали татарами или алтайцами. Шорцы стали самым известным этносом Кузбасса. О какой ассимиляции можно говорить, если в начале 90-х вдруг из "советского народа" на территории одной лишь Кемеровской области "возникло" несколько этнических групп?

- Как быстро будет расти население Кузбасса за счет притока мигрантов?

- Население Кузбасса будет расти. Но важно различать два процесса - естественный прирост и миграционный.

Существенного естественного прироста в ближайшие пять-десять лет, пожалуй, не будет. Трудно и почти невозможно ожидать, что большинство семей Кемеровской области будут ориентированы на рождение более трех детей. Для этого нужна мощная демографическая программа в рамках региона. Например, бесплатное выделение квартир молодым семьям. Или доступные ипотечные кредиты не на одно-двух-, а на четырех-пятикомнатные квартиры, и при условии, что при рождении четырех детей квартира дарится семье. Или ввести существенные надбавки за детей к зарплатам, выплаты матерям, находящимся в декретном отпуске - чтобы мать, имеющая двух-трех детей, могла позволить себе не работать и заниматься только семьей.

- Часто приходится слышать, что материальное стимулирование рождаемости не оказывает существенного эффекта. Так ли это?

- Абсолютная ерунда! Так говорят люди, которые не заинтересованы в решении демографической проблемы. Принимая решение родить второго или третьего ребенка, родители руководствуются в первую очередь такими простыми вопросами: во что его одевать, чем его кормить, где он будет жить, как оплачивать детский сад, школу, вуз? У нас рыночная экономика: иметь детей - дорогое удовольствие. Если человек хочет жить полной интересной жизнью и при этом иметь детей, ему остается одно: быть бизнесменом. А бизнесменов в обществе не может быть больше 10-15%. Но 15% населения не решат демографической проблемы. Бизнесмен часто работает по 12-14 часов в сутки и семью почти не видит. Вряд ли при такой жизни он заведет много детей.

Естественный прирост в Кузбассе, и в целом в России, может быть гарантирован у мусульманских этносов. Ислам - это целая культура семьи. Она не разрушена, в отличие от православия. Православие тоже ориентировано на многодетность. Например, у наших староверов или православных священников - пять-семь детей в каждой семье. Ведь в православии запрещены аборты. Но эту культуру разрушали более 70 лет.

- Разве православие сейчас не возрождается?

- Если считать количество крестившихся - да, возрождается. Но регулярно ходить в церковь не означает быть глубоко верующим. Важно то, насколько человек готов подчинить свою жизнь требованиям веры. У мусульман эта подчиненность вере гораздо более выражена - и в первую очередь в семейной жизни. А у русских конфессиональная культура семьи только-только начинает восстанавливаться, и процесс этот длительный. Мы еще не одно поколение будем расплачиваться за преследования церкви в советское время.

В 90-х годах в нашей стране были популярны лозунги о возрождении духовности. Безумные лозунги. Государство не может восстанавливать культуру и духовность, потому что это дело семьи, этноса, церкви. И чем меньше государство вмешивается в культурные процессы, тем глубже и быстрее они проходят.

Поэтому ожидать резкого увеличения населения можно только за счет мигрантов. А приток мигрантов зависит от того, сколько денег будет оставаться в Кемеровской области.

Пока что к нам приезжают люди из других регионов страны, чтобы заработать деньги. Они здесь зарабатывают и уезжают, чтобы на родине завести семью, построить дом. Таким образом из области уходят довольно крупные суммы. Плюс федеральные налоги.

Если хотя бы часть этих денег будет оставаться здесь, рост населения за счет миграционных волн может быть просто катастрофическим. Ведь Кузбасс территориально и экономически может вместить до 50 млн человек.

- А на этот счет есть прогнозы?

- Какие могут быть прогнозы? Мы только с приходом президента Путина получили политическую стабильность. И только сейчас государство впервые ставит перед собой программу развития регионов, особенно Сибири. Ведь у нас до сих пор идет отток как русского населения из Сибири, так евреев и немцев. Причем важен отток не по численности, а по качеству, уровню, квалификации уезжающих.

Задайте себе несколько вопросов. Сколько выпускников местных вузов через десять лет остаются в Кемеровской области? Почему Кузбасс никак не может перейти грань в 10% населения с высшим образованием, хотя так усиленно пытается? Почему до сих пор так престижно уезжать из Кузбасса в Москву - в мегаполис, где исключительно дорогая жизнь? Почему при всех этих плюсах отсюда уезжают специалисты с высшим образованием? Ведь, казалось бы, сам Бог велел оставаться в регионе, который один из самых урбанизированных в стране, далек от межэтнических конфликтов, богат полезными ископаемыми, имеет развитую промышленность и региональные социальные программы . Значит, не устраивает само качество жизни. Человек голосует за регион своей жизнью, местом проживания.

Да, есть и приток: в Кузбасс приезжают люди из депрессивных регионов. Какого качества этот приток, если мы знаем, что хорошие специалисты едут в Москву, а не в Сибирь? К нам приезжают специалисты среднего уровня или ниже. И мы видим, что эти ребята работают на стройках, мостят набережные, делают шашлыки. Это хорошо, но они не идут на работу в промышленность, науку, образование, культуру. В лучшем случае на это будут сориентированы только их дети. И в этом заключается проблема адаптации мигрантов к новой жизни. И не только в Кузбассе.

- В свете этих процессов какова в Кузбассе вероятность межэтнических конфликтов?

- Вероятность есть. Кондопогу можно было ожидать, но все равно она стала для нас холодным душем. Потому что бытовало устойчивое представление: чем выше удельный вес русского населения в регионе, тем меньше вероятность возникновения конфликтов на межэтнической почве. Этот стереотип складывался в течение десятилетий. И такие представления имели под собой основание. Где у нас происходили конфликты? Либо там, где русских меньше 50%, либо где очень пестрый этнический состав. А в Кондопоге подавляющее большинство населения - русские.

Проникновение этноса в определенный сектор экономики может быть быстрым или медленным процессом. Медленный - занимает поколения. А бывает быстрый, когда за какие-то 10 лет отдельный сектор городской экономики может оказаться в руках одной-двух этнических групп. Например, рынок или частное строительство. Если интеграция чужого этноса происходит так быстро - значит, задействованы коррупционные механизмы. Именно поэтому власть в том карельском городке просто испугалась своего населения и не стала чинить особых препятствий народному произволу. Стало ясно, что, если из города вышибли в один момент несколько сотен человек, точно так же могут вышибить и представителей власти. Власть пожертвовала этнической группой. Это абсолютно новый феномен!

В Кузбассе вряд ли стоит ожидать столь же масштабных этнических конфликтов, однако небольшие конфликты наверняка будут происходить. Чем ниже уровень культуры основной массы населения, чем ниже их уровень жизни, чем больше скрытая безработица - тем больше вероятность таких событий. Поэтому наиболее высока вероятность подобных происшествий в маленьких и средних городах - с населением от 50 до 100 тыс. человек. Когда людям неуютно, они начинают искать врага. И в этот момент всегда находятся экстремисты, которые укажут "виноватых".

- В случае возникновения межэтнического конфликта в отдельно взятом городе, есть возможность достаточно быстро нейтрализовать ситуацию?

- Быстро - нет. Конечно, можно написать программу воспитания толерантности среди жителей Кемеровской области, посвятить этому какую-нибудь телепрограмму, серии газетных материалов. Эффект при этом минимальный, но и этого сейчас не делается.

Пока что мы пытаемся воспитывать толерантность через демонстрацию наиболее ярких особенностей национальной культуры - национальные праздники, фестивали, музейные экспозиции. Это необходимый элемент системы, но всего лишь элемент и далеко не самый важный.

- А если в Кемерове построить мечеть, это усилит межэтническое напряжение?

- Да никакого напряжения не будет. Я был на совещании, где решался вопрос о строительстве кемеровской мечети за городской чертой. Я там высказал свою точку зрения: мечеть, храм, синагога должны находиться в центре города, потому что месторасположение подобных зданий - показатель отношения власти к той или иной конфессии. А ведь у нас удельный вес мусульман будет расти. В Санкт-Петербурге городская мечеть находится рядом с Петропавловской крепостью, и что-то не слышно там о конфликтах между мусульманами и православными. Любое культовое сооружение - это образец архитектуры, оно только украшает центр. Всегда интересно знакомиться и культурой других народов. Культуры ведь взаимообогащаются. А причина ксенофобии - маргинализация, когда человек не является носителем ни этнической, ни конфессиональной гордости. Чем больше кузбассовцы будут интересоваться и гордиться своей нацией, религией, культурой, тем спокойнее и благополучнее будет наша жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах