Кемеровская область уже стала регионом-донором? Если нет, то когда же у нас бюджет будет без дефицита?
Е. Лесников, г. Кемерово
Конечно, в регионе-доноре жить почетно. Приятно ощущать, что тебе соседи обязаны. Мол, мы тут зарабатываем, а вам вот - не жалко. На самом деле регионов-доноров не так мало, как могло бы показаться. Даже Кемеровскую область можно к ним отнести. Весь фокус в том, что каждый регион делает свой вклад в формирование федерального бюджета, а потом часть тех же денег возвращается назад. Каждый регион сначала отдает.
Бюджет Кемеровской области формируется за счет нескольких источников. Самый доходный из них, конечно, налоги. Но не все они оседают в местной казне. Консолидированный бюджет Кузбасса (бюджет области вместе с муниципальными бюджетами) получает только около 62% всех налоговых поступлений. Остальное получает федеральный бюджет.
Как нам объяснил Сергей САФРОНОВ, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов областного Совета народных депутатов , финансовая помощь консолидированному кузбасскому бюджету из федерального в 2006 году составила 10,53% от доходной части первого. Бездотационных регионов нет. По данным Министерства регионального развития РФ, даже Москва, имеющая куда большие доходы, чем Кузбасс, получила из федерального бюджета 2,39% от своих доходов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округи получили по 0,08% и 0,97% от своих консолидированных доходов соответственно. А, например, бюджет Республики Алтай состоит из федеральных денег на 74,43%, бюджет Чеченской республики - на 84,21%.
Если не брать в расчет финансовую помощь бюджета России, направленную на реализацию конкретных программ, то получается, что федеральный бюджет забирает втрое больше, чем возвращает. Субвенции на реализацию целевых программ (строительство того же моста через Томь) зависят от того, удастся ли представителям региона убедить чиновников из Москвы выделить деньги. Конечно, достаток региона зависит от размеров его бюджета и от того, на что приходится тратить деньги. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе мало школ, мало других объектов, требующих бюджетных расходов, небольшая численность населения. Отсюда и меньшие расходы в целом. У нас затрат больше.
2004 и 2005 годы были для Кузбасса сравнительно удачными в части пополнения доходной части бюджета. Соответственно, депутаты, пересматривая бюджет, увеличивали и расходную часть, чтобы использовать деньги, "чтобы они служили кузбассовцам", как сказал Сергей Васильевич. Зачем бюджету быть с профицитом? Просто складывать деньги неэффективно. "Под доходы бюджета планировалось строительство жилья, увеличение размера пособий льготным категориям населения, мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и т. д., - рассказывает Сергей Васильевич. - 2007 год показал нам, что для исполнения достигнутого уровня обязательств (а кроме того, Правительство РФ объявило в этом году еще об увеличении зарплат работникам бюджетной сферы на 15%) нужно искать дополнительные источники доходов. Рассчитанных доходов не хватит. Это и называется дефицитом бюджета. По закону расходы должны превышать доходы не больше чем на 15%. В 2007 году дефицит областного бюджета составляет 14,9%".
Чтобы жить без дефицита и даже получить профицит, достаточно избавиться от расходов. Например, не платить региональные пенсии, не ремонтировать дороги, не строить жилье - не будет и дефицита. Так что профицит и дефицит - это категории относительные. Ремонтировались бы федеральные трассы - и федеральный бюджет не был бы с таким профицитом, основанным на нефти и газе. Деньги всегда можно потратить.
Доходы и расходы областного бюджета
Год 2005
Доходы - 41 млрд 305 млн 300 тыс. рублей.
Расходы - 41 млрд 511 млн 900 тыс. рублей.
Дефицит - 206 млн 600 тыс. рублей.
Год 2006
Доходы - 41 млрд 769 млн 500 тыс. рублей.
Расходы - 43 млрд 501 млн 200 тыс. рублей.
Дефицит - 1 млрд 731 млн 700 тыс. рублей.
Год 2007
Доходы - 41 млрд 175 млн 200 тыс. рублей.
Расходы - 46 млрд 278 млн 200 тыс. рублей.
Дефицит - 5 млрд 103 млн рублей.
Источники пополнения бюджета
Если денег не хватает, у администрации есть возможность их добыть, как у любого бизнес-субъекта. Во-первых, можно взять кредит. Это быстрый и простой способ. Правда, потом деньги придется возвращать с процентами. Во-вторых, можно мобилизовать силы на сбор задолженности по налогам. В Кузбассе эта мера приносила почти по 2 млрд рублей ежегодно, но теперь особых резервов не осталось. Работоспособные предприятия с долгами практически расплатились, а с банкротов взять больше нечего. В-третьих, можно использовать имущество, которое имеется в распоряжении органов власти. Так был продан бассейн на Советском проспекте. Теперь бюджет не платит за его содержание, а, наоборот, получает налоги с нового предприятия. К этому же способу относится улучшение хозяйственной деятельности предприятий и учреждений бюджетной сферы. В-четвертых, всегда найдется, за что можно брать деньги. У нас есть много бюджетных организаций, которые могут и даже обязаны развивать сеть дополнительных платных услуг. Тот же муниципальный каток, где можно давать гражданам напрокат коньки и оказывать другие услуги, способен приносить прибыль. Есть и еще один способ: заключение договоров о социально-экономическом сотрудничестве между органами власти и бизнес-сообществом. Крупные предприятия помимо налогов способны дать и дополнительные средства для решения социально-экономических проблем региона.