Примерное время чтения: 9 минут
839

Владимир БОБРОВ: "Где искать клад, знают только археологи"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 16/04/2007

ЛЮБОЙ из археологических памятников имеет ценность, определить которую объективно очень трудно. Поэтому и глиняный черепок с орнаментом можно считать настоящим кладом, хоть он и пролежал в земле неизвестно сколько тысячелетий. Может, это вообще первая вещь, которую человек сделал из глины, и этот черепок будет намного дороже, чем золотая монета. О древностях, которые таит в себе Кузнецкая земля, мы попросили рассказать Владимира БОБРОВА, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой археологии КемГУ, заместителя директора по научной работе Института экологии человека СО РАН.

- Владимир Васильевич, что ценного скрывает земля Кемеровской области?

- О цене археологических находок говорить очень сложно, ведь настоящую никто не определит. Обычно от научных исследований ждут экономического эффекта. У "естественников" этот эффект есть. Они создают новые технологии, новые приборы, аппаратуру. Там есть успехи, выражающиеся в денежной стоимости. А археологический материал не несет в себе звонкой монеты. Но вместе с тем ценность археологических находок очень высока.

Особенно отмечу мелкие костяные фигурки, найденные на Танае, которым почти 6 тыс. лет. Их готов купить любой музей. Они уникальны. Время существования поселения, где археологи нашли фигурки, датируется второй половиной четвертого тысячелетия до нашей эры. Один из найденных стержней украшен изображением головы человека на конце, другой увенчан изображением птичьей головы. Стержень с головой птицы орнаментирован очень тонкими рисками. Совершенно потрясающие вещи. Мы ведем разговор о том времени, когда человек только начинал осваивать металл. Это медно-каменный век. И можно представить, какими он пользовался инструментами при обработке и нанесении линий толщиной меньше миллиметра. Здесь же археологи нашли массу костяных изделий, некоторые из которых были найдены впервые в истории археологии Сибири. Например, двузубые острия, напоминающие вилку. Ценность костяных фигурок не только в том, что они пришли к нам из древности. У них есть и немалая художественная ценность. Но как их оценят эксперты? А как оценить ценность этих вещей для науки? Как оценить знания, которые мы получим о создателях этих вещей? Изделий из драгоценных металлов пока археологи нашли немного. Наверняка земля хранит гораздо больше.

- Еще остались загадки, кто жил здесь до нас?

- Из разных эпох до нас доходят вещи разных народов. Хотя мы и находим их в нашей области, нет археологии Кузбасса. Есть археология как наука, есть древняя история. Кузбасс - это геологическое понятие - Кузнецкий угольный бассейн. Он имеет определенную границу. Кемеровская область тоже имеет свою границу. В древности таких границ не было. И древние люди, причем один и тот же народ, могли заселять огромные территории, которые включали и современный Кузбасс, и Алтай, и Приобье. Очень яркий пример этому - период древней истории около середины второго тысячелетия до нашей эры. В это время на территории от Урала до Енисея появился новый народ. Это были европеоиды, занимавшиеся разведением скота. Есть версия, что они имели отношение к индоиранской языковой семье. Происхождение этого народа до сих пор неизвестно. Откуда они появились? Откуда они принесли удивительный по красоте и сложности ковровый орнамент? Одна из версий уводит нас в районы Передней Азии (это даже за пределами границ бывшего Советского Союза) - в район Ирана, Афганистана, северного Пакистана. А взять, к примеру, когтевидные долотца, найденные на Танае. Чаще всего их находили до этого в Карелии и Финляндии. Там их много. Есть пара таких предметов, найденных на Урале, еще несколько - в среднем Прииртышье. И все. Кто их сюда принес? Ведь и порода камня, из которого они сделаны, одна. И эта линия миграции в эпоху неолита очень часто прослеживается. А дальше на восток таких вещей нет. Здесь граница миграции или дальних обменных контактов людей того времени.

- И все-таки, насколько плотно был заселен Кузбасс в древности?

- Сразу надо сказать, что численность населения не была постоянной от эпохи к эпохе. Мы проводили расчеты по одному из периодов эпохи поздней бронзы (это девятый-седьмой века до нашей эры). Получилось, что на территории от Прииртышья до Кузнецкого Алатау проживало всего от 30 до 40 тыс. человек. Это люди, которые занимались и земледелием, и скотоводством. Они обладали достаточными ресурсами, чтобы прокормить себя. Тем не менее болезни и суровые условия жизни приводили к тому, что численность населения не поднималась выше существовавшего уровня.

А в эпоху камня (это десятки тысяч лет до нашей эры - от 30 до 12 тыс. лет) здесь жили палеолетические охотники на крупных животных ледникового периода.

- А поселений от тех людей много осталось? Где они расположены?

- Поселений за такой срок может быть гораздо больше, чем сейчас населенных пунктов в Кузбассе. Человек наследил во многих местах. Но есть и уникальные поселения, где очень высокое содержание археологических памятников. Это наши сельские районы. Значительная часть Ленинск-Кузнецкого района, особенно выделяю Промышленновский район, это Тисульский и Мариинский районы, Беловский район. И другие территории, я думаю, человек осваивал, но, к великому сожалению, урбанизация области привела к уничтожению очень многих археологических памятников.

- В каких случаях это происходило?

- Особенно "навредили" угольные разрезы, строительство которых велось без археологической экспертизы. На одном из разрезов в начале 90-х годов даже случилось целое научное открытие. На Моховском разрезе нашли остатки мастерской, предварительный возраст которой 400 тыс. лет! Это самый древний археологический памятник на территории Кемеровской области. Он относится ко времени первоначального освоения Сибири человеком. В этой мастерской работал даже не современный человек. Вот в чем уникальность этого комплекса. Там были найдены каменные рубила, ножи, скребла для выделки шкур. В принципе, руки мастера не были теми руками, какие мы видим сейчас. Современный человек ведь сформировался ближе к 50 тыс. лет до нашей эры.

- С черными копателями Вам приходилось сталкиваться?

- Нет, не приходилось, к счастью. Но о их деятельности я слышал много и видел вещи, которые они передавали профессиональным археологам, и был поражен тому, что вообще может уйти в неизвестность. Я держал в руках найденную черными копателями фигурку птицы из бронзы, на груди которой изображено лицо человека. Потрясающее художественное литье. Скорее всего, это период начала первого тысячелетия нашей эры. Таких предметов больше нет.

Подозреваю, что и в Кемеровской области черные копатели могут быть. Но утверждать не берусь. И не хотелось бы, чтобы они были.

- А настоящие клады археологам удавалось найти?

- Клады находили, и не только археологи. Последний на моей памяти был найден в деревне Лебеди Промышленновского района. В основном там были украшения одежды, скорее всего, шаманского костюма. Нашли его хозяева огорода при распашке. Все вещи относятся к началу второй половины первого тысячелетия нашей эры. Самое интересное, что люди, которые связаны с этими предметами, - выходцы из таежных районов Западной Сибири. Есть упоминание еще одного клада - Терехинского, который был найден недалеко от Новокузнецка еще до революции. Это те места, где сейчас промплощадка "Запсиба". Там обнаружили массу золотых вещей и украшений. Относится клад к концу первого тысячелетия нашей эры. К кладам можно отнести находки на Лысой горе недалеко от Яи. Здесь, скорее всего, было какое-то культовое место. Там было множество вещей - от литья из бронзы до железных наконечников от копий и стрел. Есть еще клад Флоринского. Это находка была сделана в 19 веке в Ленинск-Кузнецком районе, и тоже культовые вещи - бронзовые идолы.

- Может ли человек сам узнать, лежит ли у него под домом клад?

- Нет, на взгляд непрофессионал не определит, есть ли в земле археологические памятники. Нет каких-то рекомендаций, что там-то и там-то надо вести раскопки. И таблички нигде не расставлены. Есть интуиция, основанная на опыте. Есть знания геоморфологии. Только профессионал может обнаружить видимые признаки того, что было раньше на этом месте.

- А что останется после нас, на Ваш взгляд? Что сейчас человек такого создает?

- Безобразие найдут наши потомки. Да и надо ли будет искать, если есть письменные источники, а теперь уже и электронные архивы? Не берусь утверждать за тех людей, которые будут жить через тысячи лет после нас. Но без космического корабля "Восток" вряд ли человечество смогло бы начать осваивать космос. Для тех будущих археологов части "Востока" будут ценными экспонатами. Конечно, в будущем летательные аппараты будут не чета нашим. А раритет, первым вышедший за пределы планеты, останется ценностью. Первое всегда будет уникальным. И мы сегодня древним людям обязаны очень многим, но мы об этом не думаем. Когда утром пьем чай или кофе, мы же не думаем, кто изобрел посуду. Теперь же она обиходна. Мы ходим в одежде из тканей. А кто создал этот новый материал? Кто создал инструменты? Кто придумал сплавы? Почему наш предок не прошел мимо самородка меди? Ведь медь проигрывала камню по всем параметрам. Она мягче. Из нее непутевые орудия получаются. Но человек начал изучать медь, испытывал ее свойства. В конечном итоге люди научились делать сплавы, получили бронзу и латунь. И в каждом из предметов, которые нас окружают сегодня, есть частица творчества древнего человека. И то же самое будет 20 тыс. лет спустя. И за каждой вещью, которую найдут наши потомки, они будут видеть людей, которые сделали ее.

Еще не надо забывать про коллекционеров, которые сейчас, например, собирают фарфоровые статуэтки советского периода. Даже прищепки коллекционируют. Для кого-то они представляют ценность. И эти коллекционеры будут всегда. Но самое главное, нужно, чтобы человек, который что-то собирает, видел за своей коллекцией людей, которые это все создавали, понимал их жизнь, понимал, почему они делали так, а не иначе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах