Примерное время чтения: 4 минуты
77

В минувшие выходные Новокузнецк прощался с погибшими шахтерами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22 30/05/2007

Во избежание неприятных инцидентов после предварительного осмотра кинологами территории дворов, где проходили прощания, плотно оцепили наряды милиции. Спешно были подсыпаны и кое-где заасфальтированы разбитые внутриквартальные дороги, по которым предстояло пройти траурным процессиям. Город делал все, чтобы достойно проводить своих сыновей в последний путь.

"Ведь лучших хороним, - вздыхала пожилая женщина, вышедшая проститься с соседом, - наркоманам да алкашам ничего не делается, а это соль земли - работяги". "Сколько детей опять без отцов остались", - вторила ей собеседница. Мужчины, в большинстве своем тоже шахтеры, в ожидании начала церемонии обсуждали причины аварии. Кто-то склонялся к тому, что обе аварии - на "Ульяновской" и "Юбилейной" - стали рычагами при переделе собственности. Кто-то связывал взрывы со стремлением собственника сэкономить на безопасности. "Шахты должны быть государственными, - доказывал пожилой ветеран. - Уголь - это же стратегическое сырье, нельзя было его в частные руки отдавать. А теперь попробуй верни обратно".

Женщины, провожавшие своих близких в последний путь, в большинстве своем только плакали. Им не суть важно, по какой причине не вернулись со смены их сыновья, отцы, мужья, братья. Вдовам предстоит растить детей, матерям привыкать к тому, что они пережили своих сыновей. "Как комиссия компании посмотрит на то, что мой сын жил в гражданском браке? Получит ли его сын обещанную социальную поддержку",- со слезами на глазах переживает мать Алексея Катыхина. Когда в дверях подъезда, поблескивая свеженьким лаком, появилась крышка от гроба, все разговоры стихли. В звенящей тишине слышны были только рыдания вдовы. По такому нехитрому сценарию прошли все новокузнецкие похороны.

Организацию и все связанные с церемонией погребения расходы взяла на себя компания "Южкузбассуголь". По уже отлаженной схеме за каждым из предприятий концерна были закреплены семьи из траурного списка, к каждой семье прикреплен куратор. Он будет сопровождать родственников до 40 дней. При этом можно отметить, что прощание с горняками, погибшими на шахте "Юбилейная", прошло скромнее, чем с погибшими "ульяновцами". По словам руководителя одной из новокузнецких похоронной служб, в марте некоторые родственники горняков в своем горе переходили за грань разумных расходов. Например, кто-то заказывал еврооградку ручной ковки с перспективой на захоронение нескольких человек. Кто-то выбирал гроб представительского класса, памятник из гранита в человеческий рост с изображением шахты, медалей и т. д. Доходило до того, что родные называли конкретный сорт водки или шампанского. Тем не менее все пожелания были выполнены. Исключения оправдывались вполне объективными причинами: недостатком места на выбранном участке кладбища, особенностью грунта. Были замечены попытки нажиться на горе и среди похоронных фирм. Например, одна из них умудрилась включить в предъявленный "Южкузбассуглю" счет завышенную стоимость оформления документов. Обычно эта сумма исчисляется тремя-пятью сотнями рублей. Ее берут за транспортные и временные расходы агента. На похоронах шахтеров сумма увеличилась в десять раз. Отмечались завышенные расценки на могилы и другие принадлежности. Жесткого контроля за счета, выставляемые похоронными компаниями, в суматохе не было, поэтому главным судьей для их работников стала совесть, если, конечно, она у них есть.

Шахтерам, погибшим 24 мая, "повезло" меньше. Две крупные аварии изрядно пошатнули финансовое положение "Южкузбассугля", поэтому в компании были вынуждены ввести некоторые ограничения в заказах. Не было в этот раз венков от "Единой России". В ряде случаев родственники погибших на "Ульяновской" высказывали недовольство такой попыткой политического пиара. Видимо, поэтому "юбилейцы" такой "чести" не удостоились. И тем не менее прощание во всех случаях прошло достойно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах