Рост цен, случившийся около месяца назад взбудоражил всех. В редакцию даже звонили читатели и не то, что жаловались, а рассказывали о том, что подорожавшие масло и яйца заставили их сменить политические взгляды.
Что касается причин подорожания продуктов, то по официальному мнению властей они сводятся к следующему. Повышение отпускных цен у производителей молочной продукции связано, прежде всего, с резким возрастанием спроса на отечественные молочные продукты. Масло и сыр стали дороже, так как их заграничные конкуренты тоже выросли в цены из-за отмены в Европейском Союзе экспортных дотаций. Наша промышленность в одночасье с возросшим спросом справиться не смогла из-за отсутствия сырья - в стране возник дефицит сырого молока. Подсолнечное масло подорожало из-за неурожая и сокращения посевных площадей подсолнечника. В Кемеровской области на рост цен повлиял высокий спрос на продукты по сравнению с сельскими регионами, где население многие продукты питания получает с собственных подсобных хозяйств. В нашей области удельный вес городского населения составляет 85%!
В департаменте цен и тарифов нам сообщили, что ситуация на продовольственном рынке в Кемеровской области зависит от любых изменений на российском рынке, так как агрокомплекс Кузбасса и предприятия области не могут обеспечить население всем необходимым в полной мере. Так в Кузбасс коммерсанты завозят из других регионов 70% мяса и мясопродуктов, почти 40% молока и готовых молочных продуктов, 100% подсолнечного масла.
Мнение
В большинстве случаев магазины в росте цен неповинны. Их маржа складывается за счет торговой надбавки. Однако, они, при условии, что торговая надбавка будет покрывать расходы, всегда останутся с прибылью, ведь надбавка устанавливается в процентах от цены.
Дмитрий ЧУЕВ, директор департамента продаж ЗАО "Система "Чибис":
Что касается торговых надбавок, то, например, в наших магазинах под брэндом "Губернский" торговая надбавка на социально значимые товары сейчас составляет 5%. В остальных магазинах надбавка по 52 товарным позициям составляет 10%. Раньше торговая надбавка была выше: 10-12%, но и до 15% не доходила. В связи с повышением цен пришлось ее сделать меньше.
Я читал, что кто-то получает маржу за счет дорогих товаров, но мы идем по своему пути, как написано у нас на логотипе: "Всегда дешевле".
Татьяна Люлль, директор по маркетингу ООО "Кора ТК":
Взгляд изнутри системы
Цены повысил продавец?
СРЕДИ народных версий, объясняющих подорожание продуктов, есть и такая: "Торгаши на нас наживаются". Оспорить это мнение взялся один из менеджеров новокузнецкой торговой компании. По ряду причин он попросил не озвучивать на страницах газеты его имя.
ПО СЛОВАМ нашего собеседника, молочные продукты, хлеб, колбаса, растительное масло, яйцо, являясь для покупателя продуктами первой необходимости, для продавца становятся индикаторными продуктами. Т. е. покупатель, выбирая товары повседневного спроса, попутно приобретает другие продукты, к примеру, майонез, кетчуп и т. д. (наверное, каждому знакома ситуация, когда зашел в супермаркет за булкой хлеба, а набрал целую сумку). Поэтому для торгового предприятия крайне невыгодно повышать цену на эти товары. Повышение цен на индикаторные товары, которое прокатилось по всей стране, на торговле сказалось негативно. Например, сыры простых сортов сейчас может позволить себе купить только достаточно состоятельный покупатель, но он привык к более изысканным продуктам. В итоге заметно снизился объем продаж по многим пунктам. Исключение составляет разве что растительное масло, которое новокузнечане начали покупать про запас, опасаясь дальнейшего роста цен. Молока же или яиц много впрок, как известно, не купишь.
Тем не менее наш собеседник видит в сложившейся ситуации и позитивные моменты. По его мнению, тот факт, что цены поднялись на продукты, производимые местными сельскими хозяйствами, станет стимулом для развития отечественного агропромышленного комплекса. Уже сейчас, к примеру, некоторые молочные заводы начали готовить производство для выпуска несвойственного им продукта - сухого молока. К сожалению, для увеличения дойного стада потребуется несколько большее время, чем для переоборудования цехов переработки. Возможно, больше внимания будет уделено закупу молока у частного производителя, тем более что программы, поддерживающие личное подворье, начали работать не вчера, есть все основания ждать в скором времени от них отдачи. Как только предложение будет полностью удовлетворять покупательский спрос, цены на производимые товары должны снизиться.
Частное молоко, частная цена
ЧАСТНИКИ в общем подорожании продуктов занимают свою отдельную позицию. Свои цены они напрямую связывают с сезонными причинами.
ЛЮДМИЛА Васильевна, жительница поселка Калачево, молоко стала продавать дороже с первых чисел октября. Причиной стало завершение выпасного сезона. При стойловом содержании приходится давать больше кормов, что негативно сказывается на удоях. К тому же их объем снижается в связи с приближающимся отелом. "Летом, когда коровы давали больше молока, я его и по 22 рубля за полуторалитровую бутылку продавала. Но нас на рынке не так уж и много, поэтому в сезон цена держалась преимущественно в пределах 25 рублей. Месяца через два-три, когда коровы перед отелом уйдут в запуск, цена на молоко опять поднимется, к лету она начнет снижаться", - говорит пожилая женщина. Для нее продажа молока стала основным видом трудовой деятельности. По словам молочницы, после переезда в Россию из Казахстана она не смогла найти работу, поэтому продажа продуктов, получаемых от четырех коровушек, стала ее малым бизнесом. "Можно выживать, даже имея двух коров, - говорит она, - одна корова кормит семью, вторая, если продавать молоко, кормит их обеих". По словам "предпринимательницы", их хозяйство очень выручает возможность самостоятельной заготовки кормов. Если бы сено пришлось покупать, то выгода от продажи молока, творога и сметаны была бы намного меньше.
Однако не все произведенное частниками молоко реализуется на рынке. Часть его организованно скупают представители Райпотребсоюза. Затем его сдают на молокоперерабатывающий завод. Цена, по которой скупают молоко у населения, пока не увеличилась. По словам Тамары Лемешевой, председателя совета Райпотребсоюза, она составляет 7 рублей за литр: 6 рублей платит Райпотребсоюз и рубль доплачивает департамент сельского хозяйства. Сдается собранное молоко в Прокопьевске по 8 рублей 50 копеек. Несмотря на невысокую цену, жителям отдаленных территорий, где и идет закупка продукции, такая торговля выгодна. Если бы они возили свое молоко в город, то с учетом транспортных расходов их доход был бы еще ниже.