Примерное время чтения: 4 минуты
59

Всем классом в поход, реально ли это?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 06/08/2008

В АЛТАЙСКОМ заповеднике группы из Барнаула, Омска и даже Екатеринбурга уже давно стали завсегдатаями. Вот только кемеровчан там почти нет. Почему? Ведь юные экологи здесь на практике осваивают особенности будущей профессии, помогают работникам заповедника в расчистке троп, изучают местную флору и фауну, художники устраивают пленэры. А если добавить к этому уникальный горный воздух, покой и великолепие Телецкого озера, чистейшие реки, из которых без опаски можно пить, то становится непонятным, почему кузбасские педагоги не выезжают со своими воспитанниками в подобные экспедиции.

ОТВЕТИТЬ на этот вопрос мы попросили Марину Полюшко, заместителя председателя комитета образования и науки по безопасной жизнедеятельности и общественному воспитанию администрации города Новокузнецка. По ее словам причин того, что педагоги неохотно самостоятельно разрабатывают маршруты и выезжают с детьми на природу, несколько. Прежде всего - это деньги. Каждая такая поездка требует значительных затрат: палатки, питание, дорога. Ни у школы, ни в Комитете таких средств нет, да и не каждый родитель способен потянуть подобные расходы. Есть возможность получения грантовой помощи, но предлагаемые ими суммы не столь значительны, да и сам выбор грантов тоже достаточно узок. Вторая причина - необходимость обеспечения безопасности детей. За каждого ребенка педагог несет персональную ответственность. Несчастный ли случай, стечение ли обстоятельств, шалость ли ребенка - за все в ответе руководитель группы. Чтобы этого избежать, в коллективе должна быть железная дисциплина, что наши дети не очень-то любят. Опять же хотелось бы иметь и поддержку родителей. Но мамам и папам проще "спихнуть" ребенка на отдых по путевке, чем самим прикладывать какие-то усилия. А самое главное, должен найтись человек, готовый преодолеть все эти трудности, способный организовать и коллег, и родителей, и, конечно, самих детей.

Если не считать руководителей туристических секций, которые регулярно водят своих воспитанников в походы по роду своей деятельности, то в Новокузнецке нашелся всего один педагог, берущий на себя такую ответственность. Сергей Павлович Смолин, зам. директора гимназии N59 по ОБЖ уже несколько лет подает заявки на участие в грантовых конкурсах, выигрывает их и на эти средства организует школьные экспедиции. Примечательно, что в походах участвуют не только нынешние ученики, но и бывшие, теперь уже студенты. Вполне возможно, что в недалеком будущем сегодняшние студенты вновь вернутся в школу, но уже в качестве преподавателей. И тогда уже они поведут в поход своих учеников. Причем путешествия гимназистов "пятьдесят девятой" это не просто отдых, а серьезная научная краеведческая работа. К примеру, в прошлом году школьники изучали реку Мрас-Су, составив и опубликовав в книге подробное описание ее дна и берегов (лоция от самого истока, исследование береговой почвы, растительности, результатов жизнедеятельности человека, способностей природы к самовосстановлению). В этом году ребята покоряют Усу, реку, в верховьях которой планируется начать промышленную добычу марганца. Через несколько лет профессиональные экологи смогут, опираясь на изыскания ребятишек, оценить степень воздействия промразработок месторождения на окружающую среду. Возможно, в скором времени интересы гимназистов расширятся и до Горного Алтая. Но Смолин скорее исключение, чем правило. Поэтому новокузнецкие школьники отдыхают по путевкам, где все расписано, отмеряно, отлажено, а счастье побывать с одноклассниками в настоящем походе выпадает только редким счастливчикам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах