aif.ru counter
48

Школа есть, но нет перспективы

МНОГО споров возникает каждый раз по поводу закрытия той или иной школы, даже если она находится в микрорайоне, где в основном проживают люди старшего поколения. Особенно болезненно процесс реструктуризации и оптимизации образования проходит в сельских территориях.

МНОГО споров возникает каждый раз по поводу закрытия той или иной школы, даже если она находится в микрорайоне, где в основном проживают люди старшего поколения. Особенно болезненно процесс реструктуризации и оптимизации образования проходит в сельских территориях.

Одна из таких - село Лыс, где в прошлом году предполагалось закрыть школу, оставив в деревне только начальное звено. Однако всем миром селяне отстояли свое образовательное учреждение. Совсем другая ситуация в селе Осиновое плесо Терсинской сельской территории, где к началу учебного года школьному коллективу торжественно были вручены ключи от нового здания. Школа получилась на загляденье - добротное каменное здание, светлые классы, но...

У ТЕРСИНСКОЙ территории, а это кроме самого села Осиновое плесо еще и деревни Аскарлы, Мутное, Загадное, Усть-Нарык, Ячменюха и др., очень сложная история. Когда-то ее заселяли преимущественно репрессированные из Поволжья немцы - народ основательный и работящий. Еще каких-нибудь 30 лет назад каждый год за парты садились по 30, а то и больше первоклассников. Потом началось строительство Крапивинского гидроузла. По проекту деревни Терсинской территории должны были уйти под воду. Люди начали разъезжаться, некогда богатый лесхоз постепенно превратился в небольшое предприятие. Сейчас школьников в Осиновом даже 90 человек не набирается. Может, и не стал бы для них район строить новую школу, но прежняя пришла уже в полную негодность. К тому же строительство Крапивинского гидроузла совсем затихло, и территорию надо вновь возрождать.

Однако не долго длилась радость селян в связи с открытием новой школы. Вместе с новым зданием сверху были даны и новые нормативы по наполняемости классов, числу педагогов на одного учащегося и т. п. В результате дети учатся в объединенных классах. Например, десятый занимается вместе с одиннадцатым, первый - с третьим и т. д. Повезло только девятому, где обучается девять человек. Если бы в классах было по два-три ученика, то, по словам педагогов, образовательный процесс можно было бы нормально организовать. Но в классах-то в сумме получается по 15-20 человек. По собственной инициативе учителя Лилия Шишкова (математика) и Евгения Николенко (английский язык) взялись учить ребят десятых и одиннадцатых классов раздельно без дополнительной оплаты за свой труд. "Иначе,- говорит Шишкова, - невозможно хорошо подготовить ребят к выпускному экзамену". В целом нагрузка на педагогов осиновоплесской школы минимальна. Новые кабинеты заняты по девять, десять, в лучшем случае по 14 часов в неделю. Соответственно, зарплата учителей даже по сельским меркам мизерная. К примеру, педагог высшей категории 14 разряда со стажем более 40 лет получает чуть более 3 тыс. рублей. Немного учителей выручает доплата за классное руководство, но проблемы низкой оплаты труда она все равно не решает.

Выход есть

ШКОЛА в селе построена прекрасная, жители очень благодарны районной власти за такой подарок. В ней бы только работать и учиться, но нельзя отказаться от показателей эффективности работы образовательного учреждения, которые утверждены в министерстве. Однако не все так безнадежно. Сами учителя видят выход из сложившейся ситуации в организации детского приюта на Терсинской территории. Можно для этого приспособить здание, которое рядом со школой возведено для уроков труда (в самой школе тоже есть кабинет). Тогда и дополнительные рабочие места в селе появятся, и школа будет работать с полной отдачей. Нам же, людям, привыкшим к промышленному смогу, здесь видится детский санаторий, где могли бы оздоравливаться и одновременно лечиться городские ребятишки, страдающие легочными и другими патологиями. Есть еще одна идея, которая родилась в местном обществе охотников и рыболовов. Они за то, чтобы в своем селе организовать нечто вроде лесной школы. Есть же в области губернаторские кадетские училища, где учат азам военной жизни. Почему бы в Осиновом плесе в подобном учреждении не готовить будущих лесников, охотоведов, ученых-биологов. В любом случае опыт общения с природой пошел бы школьникам на пользу.

Но, к сожалению, это все пока просто идеи, причем даже не оформленные в качестве проекта. А реалии таковы, что у учителей появился повод опасаться того, что их школу сделают основной, т. е. всего лишь девятилеткой. И тогда перед родителями встанет выбор, отправлять своих детей на учебу в город, до которого из некоторых деревень Терсинской территории иногда можно добраться только на лодке или снегоходе, или оставлять их недоучками. Такие вот перспективы у сельского образования в рамках национального проекта.

Смотрите также:



Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество