С ПОВЫШЕНИЕМ цен на бензин водители маршрутных такси вновь поговаривают о том, чтобы повысить стоимость проезда. Но вот с повышением цен качество вождения вряд ли изменится.
СОВСЕМ недавно водитель маршрутного такси N 36 на Притомском проспекте выехал на "встречку", и легковой автомобиль попал прямо под маршрутный пазик. Три человека, в том числе годовалый ребенок, погибли, еще один в тяжелом состоянии находится в больнице. Водитель маршрутки не помнит, как оказался на этом участке дороги. Медицинская экспертиза показала, что он не был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Но, по словам очевидцев, был совершенно невменяем.
Свидетели аварии утверждают, что "водитель во время движения сидел, облокотившись на дверь, и не контролировал руль".
Согласно статистике ГИБДД по Кемеровской области, за пять месяцев этого года по вине водителей автобусов, в большинстве случаев маршруток, произошло 15 ДТП, травмировано больше 20 человек.
- За первую неделю в ходе операции "Автобус" было обнаружено более 500 нарушений эксплуатации транспортных средств, в большинстве случаев маршрутных такси, - сказали в пресс-службе ГИБДД г. Кемерово. - 66 инженерно-технических работников привлечены к административной ответственности за то, что выпускали на линию неисправные автобусы. А 140 автобусов запретили эксплуатировать: перевозить пассажиров на них далеко не безопасно.
Частникам должно помогать государство?
- ЧТОБЫ качество обслуживая в маршрутных такси было высоким, необходима финансовая помощь государства, - говорит генеральный директор ОАО "Кемеровское ПАТП-3" Виктор МАРТЫНЕНКО. - Мы привыкли сравнивать нас с западными странами, но там стоимость проезда в общественном транспорте в три раза выше, чем цена за литр бензина, и во многом помогает государство. Работать водителем в этих странах престижно. У нас заработная плата водителей небольшая, а им приходится вставать в пять утра, весь день работать, чтобы в конце месяца получить 10-15 тыс. руб. И если бы у наших водителей была заработная плата в 40 тыс., они бы держались за свою работу, и качество их труда было бы намного выше. Сейчас, чтобы работать без убытков, проезд должен стоить около 25 руб. в Кемерове. И если бы государство брало на себя часть стоимости проезда, как, например, в автобусах или трамваях, то в маршрутках было бы в том числе и безопасней.
Председатель совета бригадиров автоперевозчиков Новокузнецка Ольга КРЫЛОВА сообщила, что до того, как цены на бензин стали падать, себестоимость перевозки одного пассажира составляла 15-20 руб. Понижение стоимости бензина дало возможность снизить себестоимость до 13 руб. 60 коп. Но отметила, что предпосылки к повышению стоимости есть. Но когда это произойдет - неизвестно, все будет зависеть от роста цен на топливо. Пока никаких шагов к началу процедуры повышения тарифов на перевозку пассажиров не предпринимается.
У нас есть право требовать
С ПОВЫШЕНИЕМ стоимости проезда качество не меняется, в этом мы уже не раз убеждались. Водители все так же грубят, курят в салоне, совершают опасные маневры, создавая аварийную ситуацию. И добираться с работы до дома или наоборот иногда приходится в экстремальных условиях.
- Чтобы пожаловаться на водителя, нужно позвонить по телефону, который указан в любом маршрутном такси, - продолжает Ольга Владимировна. - Мы с этими жалобами работаем. Иногда лишаем премии, были даже случаи увольнения.
Поэтому, если мы, пассажиры, сами не будем жаловаться, требовать и говорить о беспорядках на дорогах и в маршрутках, ничего не изменится.