
НЕДАВНО в Белове 18-летний парень переоделся в женщину и под видом доброй соцработницы попал в квартиру к пожилому человеку. Уходя, прихватил мобильный телефон и даже ковер. На вопрос, как вы-глядел преступник, пенсионер честно признался: "Не помню!"
Вора выдают глаза
ОСТАТЬСЯ незамеченными - главная задача преступников, как можно точнее описать - главная задача пострадавшего. У студентки Анастасии Ива-новой однажды уже вырвали на улице телефон. Однако в тот раз она решила не заявлять в милицию - просто поняла: от испуга совершенно не помнит лицо грабителя. Мы смоделировали похожую ситуацию. Теперь роль улич-ного воришки сыграет наш знакомый - Кирилл. С ним Настя не знакома, но она в курсе, что телефон отберут не по-настоящему.
Следующий этап: Настя должна по памяти составить портрет человека, которого видела меньше десяти секунд. В кабинете инспектора-криминалиста Сергея ШИХОВА вспомнить "грабителя" оказалось не так-то просто:
- Какие глаза были у вора? - начинает специалист по фотороботам.
- Здесь их очень много, сложно выбрать! - нервничает Настя. - Сколько их всего в базе?
- Семьсот шестьдесят одна пара!
Глаза - самая простая и одновременно самая сложная деталь лица. Ес-ли при встрече вы посмотрите человеку прямо в глаза, то у вас будет гораздо больше шансов узнать его в следующий раз. Тем не менее именно глаза по-страдавшие подбирают дольше всего, отмечает инспектор-криминалист.
Анфас или три четверти
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ память - удивительное творение природы. По своим возможностям с ней не может сравниться даже современный суперкомпью-тер. Но ни один человек не знает, как поведет себя в критической ситуации. Основная проблема, с которой сталкивается инспектор-криминалист, связана с тем, что при уличном грабеже пострадавший запоминает свое эмоциональ-ное состояние, а не детали внешности преступника.
- Люди к нам приходят нервные, в стрессовом состоянии, с такими тя-жело работать. Лучший способ успокоить человека - налить ему чашку горя-чего чая, обычно срабатывает, - делится профессиональными секретами Сер-гей Шихов.
Милицейские объявления о розыске пропавших людей или преступни-ков обычно сопровождаются портретами человека анфас или в профиль. Од-нако исследования показали, что намного эффективнее использовать для это-го портрет, снятый при повороте головы на три четверти. Наша память лучше сохраняет округлые проекции лиц.
Эксперимент с памятью
Люди запоминают приятные вещи лучше, нежели неприятные. Фрей-дисты утверждают, что для избавления от стресса неприятные воспоминания человек в себе подавляет, поэтому они и забываются быстрее приятных.
- Наша память избирательна не только на положитель-ные/отрицательные эмоции, - рассказывает практикующий психолог Дани-ил ЗУБАНОВ. - Дело еще и в деталях. Например, женщины внимательнее мужчин, они больше обращают внимание на внешние качества, одежду, а мужчины - на составляющие деятельности. Т. е. если мужчина акцентирует внимание на социальном статусе незнакомца, то женщина скорее заметит кольцо на пальце и цвет рубашки.
Эксперимент с памятью для Насти стал событием волнительным: вроде бы телефон не по-настоящему украли, но в кабинете криминалиста нервни-чает она неподдельно. И вот фоторобот готов и похож на "грабителя" - дос-таточно было сконцентрироваться и успокоиться. Настя, конечно, пообеща-ла, что теперь будет тренировать свою память и крепко держать телефон, чтобы не пришлось никогда составлять реальный фоторобот преступника.
Ученые убеждены: человек использует всего 10% возможностей своего мозга, т. е. мы запоминаем гораздо меньше, чем могли бы. Но если не можем заставить свою память хранить больше информации, то можем заставить се-бя быть более внимательными и осторожными.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть