Примерное время чтения: 8 минут
196

Г. ДЕВЯТКИН: "Без памяти мы превратимся в стадо!"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18 04/05/2011

Какой день считать днем Победы в Отечественной войне 1812 года? 7 января? А вы смогли бы припомнить без подсказки? С тех пор минуло почти две сотни лет. А со дня победы в Великой Отечественной войне прошло 66 лет. Что мы о ней помним? Что с нами будет без памяти о ней? На эти вопросы отвечает академик Сибирской академии политических наук, кандидат исторических наук, доцент РГТЭУ Геннадий ДЕВЯТКИН.

- Геннадий Тимофеевич, вкратце напомните, сколько наших земляков воевало в Великой Отечественной войне. Ведь так или иначе участие в ней приняли все - кто в тылу, кто на фронте.

- Кузбасс отправил на фронт 300 тыс. человек. Из них 100 тыс. не вернулись домой. Героями Советского Союза стали 69 уроженцев Кемеровской области, а также 82 уроженца других мест, но живших в Кузбассе и призванных на фронт отсюда. Сейчас в области проживает более 10 тыс. участников войны.

- Как вы считаете, не исчерпал ли себя День Победы в том виде, каким мы его помним? Ведь у нас уже нет ни настоящих парадов, кроме как в Москве, ни настоящих семейных праздников.

- День Победы для русского народа - это величайший день. В этой войне мы отстояли свою независимость. Ведь если мы заглянем в "Майн Кампф" Гитлера, то там четко увидим, что ожидало завоеванную Россию. Мы это предотвратили.

Но это еще и великая традиция. Возьмите французов, англичан, традиция проводить парады в честь отдельных событий у них существует несколько столетий. У американцев истории-то 200 лет, но они тоже чтят национальные праздники и традиции. День Победы - это наша национальная традиция.

- Но при Сталине этого праздника не было. Почему?

- Первый Парад Победы проводили не в мае, а 24 июня. Отодвинули первый парад ради тщательной подготовки. Вторая причина - дороговизна мероприятия. Тогда парады Победы проводили только в юбилейные годы. К тому же на первом месте в СССР стояло празднование годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции.

Праздник связывает поколения

- Насколько хорошо молодежь сейчас осведомлена о Великой Отечественной войне?

- Молодежь о Великой Отечественной войне осведомлена очень плохо! В школах сейчас истории уделяют мало часов, и снизился уровень преподавания, к тому же в 90-е годы была мода использовать для преподавания истории работы Резуна-Суворова - вот и итог. Ребята, которые приходят из школы к нам последние десять лет, имеют очень слабые представления о войне, порой извращенные. Нам приходится исправлять это.

Геббельс, когда разрабатывал планы оккупации СССР, написал: "Заберите у народа его историю, и через 100 лет он превратится в стадо, а еще через 100 лет им можно будет управлять". Сейчас эти процессы уже ускорились, и не нужно 100 лет ждать, чтобы народ превратить в быдло. Нужно понимать, что празднование Дня Победы является мощным сплачивающим общество фактором. Подготовка к празднованию всегда сопровождается показом большого количества документальных и художественных фильмов. В школы приглашают ветеранов на открытые уроки. По капелькам массив истории все же сохраняется.

В прошлом году наши студенты с удовольствием собирали данные для проекта "От солдата до генерала". Они собрали более 40 воспоминаний ветеранов войны, фотографии, документы. Участники этого проекта совершенно по-другому стали относиться к историческому прошлому нашей страны. Они стали сами приглашать ветеранов войны и труда в студенческие группы. Многие из студентов стали участниками других патриотических проектов. Так связь поколений и должна держаться. А если мы ее прервем, то превратимся в это самое стадо.

Наполеон - союзник Гитлера

- Насколько же плохо преподают историю в школе? И почему?

- Во-первых, в начале 90-х годов появилось огромнейшее количество учебников. Учитель сам выбирал, по каким преподавать.

- Что же тут плохого?

- Индивидуальный подход автора. Коммунисты пишут историю с коммунистическим уклоном, либералы - с либеральным. Это разные подходы к изложению событий гражданской войны, Великой Отечественной войны. Когда пишут о потерях, причинах поражений, авторы бывают слишком субъективны. Некоторые пытаются показать, что наши воины на вражеской территории совершали колоссальные преступления против населения: массовые убийства, изнасилования, грабежи. Но, во-первых, преступления не носили массового характера, а во-вторых, историки должны показывать, прежде всего, героизм наших ребят.

- А вы считаете, что не нужно копаться в истории и вытаскивать на свет неприглядные факты о войне, о преступлениях?

- С преступлениями, с теми, кто убивал, насиловал, грабил, надо было разбираться сразу после войны. А теперь - нет. Солдаты Победы - наша гордость. Есть такой рассказ. Советские солдаты захватили в плен немца, который оказался поваром, толстым добряком. Вкусно готовил, был веселым человеком, и русские хорошо к нему относились. Но вот в наступлении наши солдаты увидели замороженных людей, которых немцы раздевали, поливали водой и оставляли умирать. Здесь произошел взрыв скотства, солдаты схватили этого повара, разорвали одежду, облили водой... На войне очень тонкие грани между добром и злом. Все, кто прошел войну, уже не такие, как остальные люди, потому что убивали и участвовали в убийствах. Нельзя об этом так говорить. История должна воспитывать молодых людей.

Ведь и в войне 1812 года грабили и убивали. Обозы грабили. Но эта война в нашем воображении осталась с прекрасным ореолом патриотизма, с ореолом победы русского народа над захватчиком.

Я считаю, что история должна быть взвешенной. Я почитал, кстати, как японцы подают итоги Второй мировой войны. Американцы сбросили на них атомные бомбы. Японцы это признают, но объясняют, что такой удар был необходим, чтобы остановить войну. И ничего не говорят о том, что война закончилась благодаря советским солдатам, которые разгроммили миллионную Квантунскую армию. Зато пишут, что бомбардировки были осуществлены еще и затем, чтобы русские не смогли высадиться на острове Хоккайдо. Если мы возьмем истории Второй мировой войны в английских учебниках, то там рассказывается только о боях на западном фронте, а восточного фактически не было.

Я уже лет шесть принимаю вступительные экзамены у будущих юристов. Вы бы посмотрели! Они такие перлы выдают! О войне в том числе. Многие не знают важнейших битв, наших полководцев.

- Кого именно они не знают?

- Иной раз не могут назвать и Жукова, и Рокоссовского. Один был случай, когда абитуриент не мог назвать наших союзников во Второй мировой войне. Другой поступающий в эту войну поместил Наполеона. Я не оставляю себе этих записей, но вышла бы целая юмористическая программа из них, хотя это очень печально. Молодежь порой не знает, когда началась война, когда закончилась. В нашем поколении даже двоечники знали даты, битвы, полководцев.

- Вы упомянули, что у некоторых ребят извращенные знания о войне. Что это значит?

- Один из студентов пытался недавно доказать, что было бы лучше, если бы мы проиграли Германии в войне. Вот он вышел из школы с сознанием, что было бы лучше, если бы Гитлер победил СССР!

История - для героев

- Трудно ли сейчас изучать историю?

- Есть сложности. Я боюсь удариться в крайность. У меня совершенно отрицательное отношение к Сталину, как к человеку, как к полководцу. И я всегда боюсь на фоне своего отношения начать говорить только о негативных явлениях времени его правления. А мы должны разобраться в фактах. Разобраться, почему оказались не готовы к войне, почему все же победили? Почему наши земляки совершили единственный за всю войну подвиг, который больше никто не повторил: под Новгородом три кузбассовца - И. Герасименко, А. Красимов и Л. Черемнов - в одном бою одновременно закрыли своими телами амбразуры вражеских дзотов, чтобы их товарищи могли продолжить атаку? Почему одну Брестскую крепость гитлеровцы штурмовали целый месяц? Почему под Волоколамском герои-панфиловцы, среди которых были наши земляки И. Васильев и Н. Трофимов, насмерть встали против 50 фашистских танков и не пропустили врага? Все это нужно изучать беспристрастно, ведь были у героизма причины как хорошие, так и не очень - безысходность, например.

И документы многие до сих пор закрыты, и не будут открыты еще ближайшие 50 лет. А еще мы, к сожалению, не посчитали, сколько человек потеряли в той войне. Немцы посчитали, французы, англичане посчитали до каждого человека. У нас останки тысяч солдат еще лежат по лесам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах