Примерное время чтения: 6 минут
112

Кто заставляет людей делать выбор?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22 01/06/2011

Почему народные избранники становятся активными только в период выборов? Сейчас они все работают по кабинетам и не слышно ничего о выполнении их предвыборных обещаний. Почему они приутихли? И кто в период выборов делает их такими деятельными, советует им сулить народу золотые горы и безоблачную жизнь? На эти вопросы мы попросили ответить Василия Стрекалова, участника и организатора нескольких избирательных кампаний в Томске, Новосибирске, Новокузнецке.

- Правда ли, что хороший политтехнолог, любую кухарку может посадить в президентское кресло?

- При должной финансовой поддержке предвыборной кампании - да. Один из американских политтехнологов сказал: "За ваши деньги я сделаю сенатором хоть вашу собаку". Пример одной из последних избирательных кампаний в Новокузнецке: кандидат - без высшего образования и опыта руководящей работы, безработный, на него возбуждено два уголовных дела. И он был очень близок к победе. Люди реально отдавали ему свои голоса.

- Как же избирателю понять, действительно ли честный человек идет во власть?

- Для этого надо любую агитационную продукцию пропускать через фильтр адекватного нигилизма. Не отрицать огульно: "Знаю я вас - воровать будете". Но и не верить слепо каждому слову агитки. Любую информацию надо по возможности проверять, чтобы определить, что является объективным, а что приукрашенным фактом. Представьте, что заседает избирательный штаб кандидата и составляет ему трогательную историю: "Жизнь его не баловала. В три года он взял шефство над котенком, в 7 лет переводил бабушек через дорогу". Это проверить нельзя, поэтому подобную информацию надо сразу отбрасывать, как шелуху. Далее: учился, служил в армии, работал. Здесь уже есть за что зацепиться. Человек не находится в вакууме. Всегда можно найти тех, кто его знает и может охарактеризовать. Как правило, моральные качества, а не профессиональные навыки и являются определяющими для человека, работающего во власти.

- Всем ли обещаниям кандидата верить?

- Абстрактным: "Сделаю вашу жизнь лучше" - не верьте. Если есть обещание конкретных действий, если кандидат на встрече с избирателями не уходит от ответа на прямые вопросы, а рассказывает, как он собирается воплощать свои планы в жизнь, то к этому человеку стоит присмотреться повнимательнее.

Технология прыжка во власть

- Однажды в руки попал обзор работы Госдумы: какая фракция какие законопроекты вносила, и кто как за них голосовал. Может быть, эти материалы были бы наиболее честной агитинформацией?

- Не всегда такие материалы полезны избирателям. Вообразим условно, что кто-то подал на рассмотрение законопроект в разы повышающий пенсии. За него проголосуют только партии-популисты. Каждый здравомыслящий депутат понимает, что обещания, не подкрепленные финансами - это рост инфляции и путь к дефолту. Однако электорат может воспринять итоги голосования по-иному и сделать ошибочные выводы.

- Есть ли какие-то скрытые приемы, которыми удается воздействовать на выбор гражданина?

- Когда вы приходите в супермаркет, там выложен товар, включена музыка, подобрано освещение так, чтобы покупатель сделал больше приобретений. То же самое и с избирательными технологиями. Могу привести такой пример коммуникационного воздействия. Вы садитесь в такси, и в ходе непринужденной беседы таксист рассказывает неизвестные доселе подробности из жизни кандидата. Либо в автобусе в час пик несколько человек обсуждают эту тему. Подробности могут быть различного характера в зависимости от того, надо кандидата возвеличить или оговорить. Другой вариант: агитатор знает, что человек склонен голосовать за нужную ему партию, но чтобы закрепить результат, начинает агитировать за противоположную партию и делает это нарочито непривлекательно и бестактно, чтобы направить сознание избирателя в "нужное" русло. Есть и откровенно грязные технологии. Вы бы проголосовали за кандидата, агитка которого приклеена плохо смываемым клеем на стекло вашего автомобиля? На это распространители негативной агитинформации и рассчитывают.

Избиратель может управлять кандидатом

- По вашим словам, избиратель, словно жертва какая-то, которую все равно поймают. Это так?

- Ну почему же? Можно выборы использовать и для собственной пользы. Самое простое - предложить свои услуги штабу кандидата в качестве агитатора или распространителя агитационных материалов. Такая работа позволит и деньги получить, и узнать кандидата, чтобы определиться с выбором.

- Перед выборами многие потенциальные кандидаты проводят благотворительные акции. Что это означает?

- Это очень примитивный способ извлечения политической выгоды. Гораздо полезнее использовать предвыборное время для разрешения проблем. Я не сторонник митингов и пикетов, которые партии часто организуют накануне выборов. Не спорю, в некоторых случаях они приносят плоды, но можно идти другим путем. Например, договориться о том, что кандидат ремонтирует подъезд, а вы размещаете его агитационную информацию и организуете явку на выборы. Даже если отделение партии или штаб кандидата не богаты финансами, можно получить бесплатную юридическую помощь либо другую выгоду.

- А заставить кандидата честно работать после выборов можно?

- Если есть инициатива у избирателей, то можно. Почему бы не составить гражданский договор с обязательствами, которые кандидат на себя берет, сроками их выполнения и ответственностью? Отозвать его на основании этого документа будет сложно, но на следующих выборах невыполнение договора поможет превратить сегодняшнего кандидата в политический труп. Законодательство не запрещает организовать общественный совет и договориться о том, что на стадии предвыборной кампании он помогает кандидату, а потом кандидат обязан отчитываться перед советом и принимать к исполнению озвученные им проблемы избирательного округа. Главное, самим не выпускать из рук инициативу, и тогда избранные народом во власть представители будут действительно выполнять волю народа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах