Примерное время чтения: 8 минут
442

Дорогая экономия. Общественник – о ямах на дорогах, ремонте и деньгах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5 01/02/2017
Павел Казаков / АиФ

В 2017 году федеральный бюджет даст первые 625 млн рублей. О том, хватит ли этого и будем ли мы когда-нибудь ездить по хорошим дорогам, корреспонденту «АиФ – Кузбасс» рассказал общественник, член штаба Общероссийского народного фронта в Кемеровской области Александр ЛАТЫШЕВ.

Стабильный доход

Наталья Исаева, «АиФ – Кузбасс»: Александр, как вы считаете, какие дорожные проблемы сегодня нужно решать в первую очередь?

Александр Латышев

Александр Латышев: Конечно, одна из главных дорожных проблем Кемерова – отсутствие объездной дороги. Весь транзитный транспорт идёт через центр города, отчего нагрузка на дороги и на лёгкие горожан огромная. Ещё одна проблема, на мой взгляд, в том, что последние несколько лет дороги в городе ремонтировали поверхностно, проводя так называемый ямочный ремонт. Вместо того, чтобы отремонтировать весь участок дороги, только латали ямы, в которых у нас весь город. Я сам два года назад пробил колесо на такой яме, когда ехал по проспекту Ленинградскому на улице Марковцева.

Ямы можно заделывать до бесконечности: просто на одну заплатку накладывать другую. Яркий пример: весной прошлого года образовалась яма по дороге в жилой район Геологоразведка, на улице Бийской, недалеко от дома № 21. Поставили заплатку. Сейчас на этом месте снова образуется яма. Подобную ситуацию мы наблюдали и на улице Мичурина, недалеко от ботанического сада. После порыва теплотрассы на дороге появилась яма. На её месте поставили заплатку, но через некоторое время асфальт опять просел.

Нужно обратить внимание на ещё один аспект некачественного ремонта. Улицу Нахимова в 2013 году капитально отремонтировали, а уже сегодня на дороге образовалась яма. Прошло всего три года, а дорога уже изношена. Мы много раз обращались в администрацию, просили разрешить общественный контроль за ремонтом дорог – не пускают. Мы можем только как сторонние наблюдатели смотреть на всё. Однажды пытался снять на камеру, как асфальт кладут в ливень (по технологии это запрещено). Бригадир сразу замахал руками, работу остановили. А если бы никто не снимал на камеру, асфальт положили бы?!

В областном центре мало дорог, которые были бы в хорошем состоянии. Много внимания, конечно, уделяют Красноармейской. За её состоянием следят, ремонтируют, в межсезонье промазывают швы. Вместе с тем, по моим наблюдениям, забыты дороги Южного и Кировского районов. По улице 1-я Линия и 4-я Цветочная вообще передвигаться невозможно. На 4-й Цветочной, например, напротив школы образовалась ужаснейшая колея, зимой она около 8 см в глубину. Выровнять её смогут, только когда достаточно потеплеет. А это май или даже июнь. Пока же там нет даже никаких предупреждающих знаков, колея никого не интересует. Наверное, о ней вспомнят, когда на этом месте случится ДТП. В прошлом году, например, на проспекте Химиков (на участке от улицы Тухачевского до улицы Терешковой) дорогу от снега чистили плохо, образовалась снежная колея.

В итоге шесть дней (!) подряд на этом месте происходили аварии. Устранили колею только через неделю! И на улице Кирова в прошлом году тоже только после ДТП колею (11 см!) убрали. Там пешеход неожиданно выскочил на дорогу. Водитель хотел затормозить, но из-за колеи машина перевернулась.

– Сколько денег нужно, чтобы привести в порядок все кемеровские дороги?

– Бюджет города на строительство новых и ремонт старых дорог, как правило, выделяет ежегодно около 600 млн руб. Для того чтобы полностью привести дороги в порядок, нужно 6,5 млрд рублей. Выходит, что такими темпами нам нужно латать дороги десять лет. Но за это время участок, который мы ремонтировали первым, нужно будет ремонтировать снова. И хорошо, если повторный ремонт потребуется через десять лет, а не через два-три года. Если бы город разом получил 13 млрд на дороги, этого хватило бы. При условии, что все деньги пошли бы на ремонт и строительство.

Откуда колеи?

– Каждую весну обостряется проблема, когда на дорогах появляются огромные лужи. Откуда они берутся? И откуда берутся колеи? Дороги ведь у нас не грунтовые.

– Типичный пример у кинотеатра «Космос». Когда начинается ливень, на дороге возле него все просто плывут. Дело в том, что ливневые стоки или засорены, или вообще уже неисправны. На их восстановление нужны большие деньги. Если говорить о засорах, то там грязь и листва, которые мешают воде уходить. Возможно, если ливнёвки прочистить, то луж станет меньше. Однако вероятность 70%, что стоки всё-таки пора менять. Будут ливнёвки - не будет луж на дорогах. И при реконструкции дорог, кстати, тоже нужно смотреть, в каком состоянии ливневая канализация. Например, та же улица Нахимова. Её отремонтировали, а ливнёвку не сделали. В результате вся дорога плавает.

А ведь одной из причин разрушения асфальта является именно вода. Весной днём у нас всё тает, через щели вода попадает в шов, а ночью замерзает. В итоге асфальт разбухает, появляется яма. Яркий пример: улица Терешковой. Здесь асфальт вспучило. Сначала там была ямка, а теперь – кочка. Поэтому никакой ремонт не спасёт от потопов, если не сделать ливнёвку.

А колея на дороге может появиться из-за некачественного строительства или ремонта. Подрядные организации могут, например, сэкономить на щебёнке (положить её меньше, чем положено), в результате дорогу каждый год приходится ремонтировать. В этом случае, кстати, гарантийный ремонт должен ложиться на плечи подрядчика. Ещё одна причина колейности – пресловутое отсутствие объездной дороги. Не предназначены наши городские дороги для проезда грузовиков.

– И за чей счёт потом дороги ремонтируют, если они изначально негодные?

– Как показывает наша кемеровская практика, на ремонт дорог (даже если не вышел гарантийный срок обслуживания) деньги снова выделяет город. На самом деле проблема здесь глубже. Изначально на ремонт деньги выделяются в малом объёме, потому что смета готовится по ГОСТам, которые были приняты ещё в 1986 году Сколько машин было в 1986 году и сколько их сейчас? На современный ремонт надо полмиллиона, а по ГОСТу положено только 200 тыс. рублей. В результате выходит, что дорога вроде бы и новая, а её хватает года на два-три (должно же хватать лет на 10-15). В итоге получается экономия, а дороги не получаются.

Откуда пробки?

– Вечером и утром в часы пик дороги Кемерова переполнены, автомобили стоят. Почему в городе нельзя построить двухуровневые транспортные развязки, убрать светофоры, сделать для людей подземные и надземные переходы? Примеры этому в городе есть, но единичные.

– В часы пик весь транспорт стоит на проспекте Ленина, что закономерно: это центральная артерия города. Утром по проспекту большой поток машин двигается со стороны кольца, дальше идёт разделение: часть направляется прямо, часть сворачивает на улицу Красноармейскую. В итоге, преодолев одну пробку, транспорт встаёт в другую, уже на улице Красноармейской.

Часами можно стоять в пробке на проспекте Шахтёров, особенно если произошла авария. Здесь проблема в том, что, во-первых, «Радуга» активно застраивается, поэтому транспорта становится больше. Во-вторых, здесь на трассе расположено много деревень и жилой район Кедровка, жителям которых тоже нужно уехать на работу. Проспект Шахтёров, Кузнецкий и улицу Терешковой сможет разгрузить третий мост. Немного уменьшится пробка на проспекте Ленина и улице Терешковой, на мой взгляд, если соединить Сухово и Лесную Поляну.

Хорошим вариантом стало реверсивное движение на проспекте Советском. Однако проблему пробок оно решило не полностью. Дело в том, что дальше на проспекте Притомском мы снова уходим в две полосы и стоим в пробке. Возможно, ситуацию мог бы исправить дополнительный светофор. Но, пожалуй, не все водители будут рады этому.

– Иногда общественники предлагают радикальные меры решения проблем. Например, ввести ограничение скорости на скоростной дороге в Ленинске-Кузнецком, потому что там люди бьются. Как вы считаете, правильно ли решать все проблемы запретительными мерами?

– Скоростная магистраль – первая серьёзная дорога. Сделана она хорошо - спасибо губернатору и подрядчику. Беда в водителях. Думаю, здесь помог бы хороший «фейсконтроль» на трассе в виде дополнительных экипажей ГИБДД, которые не пускали бы дураков на дорогу. Когда я учился в автошколе, инструктор мне говорил: «Если я не вижу, я не еду». Глупо лететь на большой скорости в туман или снегопад. Понятно, если кто-то в туман едет со скоростью 40 км/ч, а кто-то сзади догоняет его на 100 км/ч, то аварии не избежать. Поэтому нужно воспитывать водителей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах