Примерное время чтения: 8 минут
1515

Гимназический век. Единственная в Кузнецке гимназия открылась 100 лет назад

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Кузбассе №39 26/09/2018
Класс был в гимназии один, не более 30 учеников. Учили их 6-7 педагогов. О такой нагрузке современным учителям можно только мечтать!
Класс был в гимназии один, не более 30 учеников. Учили их 6-7 педагогов. О такой нагрузке современным учителям можно только мечтать! Новокузнецкий краеведческий музей

«Как хорошо, что я ещё маленький, что меня нельзя ещё отдавать в эту страшную гимназию. Как хорошо, что я ещё долго-долго, несколько лет поживу дома, в родном уютном Кузнецке и не поеду пока из милого моего городка в этот большой губернский город с его гимназиями и театрами… Да и ехать туда надо четыреста вёрст».

Такими тревожными были мысли юного кузнечанина Вениамина Булгакова на рубеже XIX-XX вв., которые он много лет спустя описал в своей автобиографической повести. В семь лет родители отдали его учиться в кузнецкое приходское училище, через три года мальчик пошёл в уездное училище в том же родном Кузнецке. А ещё через год всё же отправился в далёкий Томск грызть гранит гимназической науки.

Образование денег стоит

Пётр Лизогуб

«До 1917 г. в Кузнецке существовало лишь начальное образование, представленное несколькими приходскими училищами и кузнецким уездным училищем. Далее в гимназию за средним образованием детей отправляли учиться в Томск или Барнаул. Во всём Кузнецком уезде не было среднего образования», - объясняет ситуацию столетней давности заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея Пётр Лизогуб. По словам историка, вопрос об открытии гимназии в Кузнецке поднимался не раз, однако городское сообщество относилось к этому нововведению прохладно, поскольку ни помещения, ни средств на это не было. Но в 1917 г. на волне революционных перемен принимается решение открыть гимназию в Кузнецке (а также в других городах Кузнецкого уезда, т. е. на территории современного Кузбасса – в Мариинске и Тайге). В начале апреля в газете «Кузнецкий край» появляется объявление: «В г. Кузнецке открыт сбор пожертвований на основание гимназии в память возрождения Великой Русской Революции. Не забывайте, граждане, ознаменовать это событие достойным делом, не откажитесь внести вашу лепту на храм науки в г. Кузнецке».

Не сразу после этой публикации учебное заведение распахнуло свои двери для кузнецких подростков. Предстояло собрать деньги, утрясти официальные вопросы с губернским центром Томском, найти помещение, директора, учителей, закупить наглядные пособия. Только в самом начале ноября 1917 г. в Кузнецке открылась кузнецкая смешанная четырёхклассная (т. е. четырёхлетняя) гимназия.

До сих пор в разных источниках годом открытия называются то 1917-й, то 1918-й. По словам Петра Петровича, это связано с тем, что стихийное революционное время практически не оставило документальных свидетельств. В архиве нет, например, ежегодных отчётов из гимназии о расходовании средств, о составе учащихся и учителей, успеваемости, какие есть по уездному училищу, поэтому историки полагаются в основном на сохранившиеся фотографии и газетные публикации. Так, 27 октября 2017 г. в губернской газете «Голос свободы» опубликована новость о том, что на днях в Кузнецке открывается гимназия.

«Педагогический персонал имеется, помещение готово, учебные пособия приобретены». Об открытии кузнецкой гимназии сообщила губернская газета «Голос свободы» в конце октября 1917 г.
«Педагогический персонал имеется, помещение готово, учебные пособия приобретены». Об открытии кузнецкой гимназии сообщила губернская газета «Голос свободы» в конце октября 1917 г. Фото: Новокузнецкий краеведческий музей

Гимназия и гимназисты

Помещения для Кузнецка всегда были больным вопросом. Практически все государственные учреждения – почта, банк и т. п. - располагались в частных домах. Под гимназию первоначально нашли двухэтажный деревянный дом (по современной ул. Достоевского), который до революции принадлежал зажиточной семье Сычёвых. С 1917 г. там работало акцизное управление, которому пришлось к концу года «подвинуться» и выделить гимназистам восемь комнат на первом этаже.

Но это здание вскоре отошло под контору «Копикуза», гимназисты переехали в более скромный дом бывшего руководителя Верхотомского лесничества.

Точных сведений о количестве гимназистов нет. Было их не больше 30-ти человек в возрасте 12-18 лет.

Впрочем, сколько бы их ни было, все учились в одном классе. Основной контингент – это дети кузнецких мещан, т. е. горожан, занимавшихся собственным хозяйством – извозом, ремёслами, мелкой торговлей. Немало было и детей служащих. В 1917 г. в Кузнецке население активно пополнялось за счёт этой прослойки, поскольку в городе открылись две крупные новые организации. Одна была связана со строительством Кольчугинской железной дороги, вторая – контора южной группы «Копикуза», занимавшаяся подготовкой строительства металлургического завода и руководившая работой угольных копей (Прокопьевской, Абашевской и Осиновскими разведками). Т. е. в городе появилось много пришлых людей, которые приезжали с семьями, их дети стали учиться в гимназии.

Обучение было платным. Курс составлял четыре года, с пятого по восьмой классы. Гимназисты изучали историю, алгебру, русский, латинский, французский, немецкий языки. Точный состав педколлектива тоже неизвестен, предположительно было шесть-семь учителей.

Директором стал Пётр Малишевский, потомок поляка, сосланного в Сибирь после антирусского восстания в Польше в 1863 г. (Польша тогда входила в состав Российской империи). В 1917 г. его родители, сёстры (они тоже преподавали) жили в Кузнецке, а сам Пётр Станиславович работал учителем математики в реальном училище в Петропавловске. Скорее всего, он охотно воспользовался предложением переехать в Кузнецк, чтобы быть рядом с семьёй.

Нелегко было набрать штат преподавателей в уездном городке, т. к. на эту должность требовались люди с высшим образованием, а ближайший университет находился в Томске. Одни, как учитель истории Константин Воронин, приехали работать по приглашению. Другие оказались в городе по семейным обстоятельствам, как преподаватель немецкого языка Любартович: она приехала с мужем, который служил на Кольчугинской железной дороге.

«Учителям платили 600 руб. плюс квартирные 600 руб., т. е. 1200 руб. По дореволюционным меркам это нормально. Тогда был даже «северный коэффициент»: за службу в Сибири платили повышенное жалование. Но к 1917 г. вследствие войны и политической нестабильности усиливается инфляция, поэтому периодически в городской Думе депутаты решают вопрос об увеличении оплаты учителям из городских средств. В литературе тех лет встречаются жалобы преподавателей на то, что маловато денег было, много уходило на содержание квартиры, отопление», - рассказал о доходах учителей гимназии Пётр Лизогуб.

Комсомол бойскаутов победил

Гимназия давала классическое образование в духе традиционных устоев. Большинство педагогов настороженно относились к идеям большевизма, скорее, они тяготели к демократическим преобразованиям в русле белогвардейских сибирских правительств, отсюда и определённая лояльность к Колчаку, и неприятие советской власти. Разумеется, эти идеи прививались и учащимся.

Традициями, подобными Царскосельскому лицею, кузнецкая гимназия не успела обзавестись. В гимназии организовалась ячейка бойскаутов, «юных следопытов» - это «предок» по времени, но антагонист по духу советской пионерии, распространившийся в гимназиях и лицеях царской России в начале ХХ в. и стоявший на позициях самодержавия.

Кстати
Полный курс гимназии никто из учеников так и не окончил.
Интересно, что к бойскаутскому движению тяготел Ян Журавлёв, один из лидеров кузнецкой гимназической молодёжи. Но наступали новые времена: в начале 1920 г. в Кузнецке возникают первые небольшие комсомольские ячейки. Их организаторам важно было убедить Журавлёва, что комсомол – это передовая молодёжь страны, за ней будущее. Не сразу Ян проникся новой идеей, но, поверив в неё, с присущей ему кипучей энергией погрузился в дело становления и дальнейшего развития кузнецкого комсомола. Вскоре он становится одним из руководителей комсомольской организации. Вслед за своим харизматичным лидером потянулись в комсомол и другие гимназисты.

Кузнецкая гимназия просуществовала с конца 1917 по начало 1920 г. Несложно посчитать, что полный курс гимназии так никто и не окончил, поскольку он предполагал четыре года обучения. Не осталось ни дипломов об её окончании, ни прямых наследников. В 1920 г. в Советской России началось реформирование образования, гимназия была ликвидирована. Ей на смену пришла единая трудовая школа второй ступени. Часть гимназистов и учителей перешли туда.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах