Проект кемеровчан «Хрупкое вечное» победил в конкурсе президентских грантов. Авторы хотят обратить внимание горожан на витражи - советское наследие 1979-1989 годов. В чём его уникальность и ценность, какие места в областном центре можно сделать привлекательными для туристов и чем отличается именно кемеровский витраж, разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Утраченное искусство
В течение четырёх месяцев команда проекта будет искать в городе сохранившиеся витражи, сфотографирует и опишет их, а также с помощью экспертов определит художественную и историческую ценность.
«В советское время в Кемерове художники украшали общественные здания витражами. Некоторые из них, к сожалению, уже утеряны. Но чтобы в будущем наш город мог гордиться своим монументально-декоративным искусством, необходимо сохранять эти произведения, рассказывать о них», - говорит руководитель проекта Ольга Васильева.
Идея проекта родилась, когда летом прошлого года во время ремонта в Доме актёра был снесён витраж 1983 года создания. «Витражи драматического театра и Дома актёра - печальные примеры небрежного отношения к сохранению произведений этого вида искусства. А ведь здания находятся в центре города и их витражи могли бы стать пунктами пешей экскурсии для туристов», - считает кандидат искусствоведения, культуролог Наталья Попова. Также утрачены, например, витражи, которые украшали окна ДК «Москва» и краеведческого музея.
Витражный забор курятника
Витраж - это композиция из кусочков цветного стекла. «В отличие от любого другого вида искусства, он имеет особенность: живёт с интерьером. Не украшает и не дополняет, а является именно его частью. И он всегда разный - меняется в зависимости от времени суток и времени года, от погоды. Его нельзя поймать в одном и том же моменте. Возьмём, например, витраж КемГУ. Он очень ненавязчивый и не бросается в глаза, днём даже может показаться незаметным - настолько вжился в здание. Но как только вечером изнутри включают подсветку, витраж начинает играть множеством разных цветов, чётко читается рисунок, мотив», - отмечает художник по стеклу Анастасия Зайцева.
Анастасия добавляет, что витражом можно как осветить помещение, так и притенить - нужно только выбрать правильное стекло: «В истории витража был период церковной тематики. В советское время этот вид искусства долго не использовался в церквях, потому что считалось неприемлемым изображать лики на стекле - это придаёт хрупкость святому образу. Сейчас он живёт в основном в частных заказах».
Витраж, отмечает мастер, может многое передать. Например, окна Дома актёра украшали музыканты, символизирующие театральное искусство. Что очень хорошо передавало дух и атмосферу места.
«Есть замечательный витражный читальный зал в областной библиотеке. Он сохранился после ремонта. Витраж погружает в какое-то внутреннее пространство и творчество. В Парке чудес вполне уместно находится витражная Жар-птица. Что интересно, советские витражи чаще всего носили пропагандистский характер. Но у нас в городе таких практически нет, наши - более творческие, тонкие. Женственные фигуры, красивые мужчины. Это особенность именно кемеровского витража», - отмечает Анастасия.
Ещё один пример небрежного отношения к этому виду искусства - витраж, созданный художником Сергеем Одинцовым в начале 1980-х годов для бассейна санатория-профилактория «Сосновый бор». Его сняли и выбросили. Теперь шедевр монументального искусства служит забором для курятника в селе Елыкаево. Хозяин курятника, можно сказать, спас витраж от разрушения.
Это ценит Европа
На сегодня команда проекта насчитала в Кемерове десять витражей. Например, благополучно «живёт» это искусство в Музее изобразительных искусств, администрации города, Главпочтамте, в здании на ул. Демьяна Бедного, 6. А совсем недавно неравнодушные горожане сообщили о композиции в доме на ул. Ленина, 126а.
«В советское время там был институт повышения квалификации учителей. Мы думали, что витраж утрачен, сейчас собираем по нему информацию. Когда туристы приезжают в Европу, обязательно прогуливаются по историческому центру. Восхищаются узкими улочками, старыми дверцами. Фотографируются. Но этого почему-то пытаются лишить Кемерово. Хотя у нас тоже может быть такая удивительная историческая часть города. При этом никто не говорит, что она не может жить в гармонии с современностью», - отмечает Анастасия Зайцева.
«Сама постановка вопроса о ценности советских витражей откидывает нас на 100 лет назад. Тогда задались вопросом: почему мы раньше не видели художественную ценность в иконах? Сейчас же художественная ценность иконы неоспорима. Каждый период оставляет после себя артефакты. В отношении советских витражей в обществе существует скепсис. Но он связан не с искусством, а с образом мыслей, идеологией. По сути, мы имеем дело с преобладающими в обществе неосознанными негативными эмоциями. Пройдёт десять лет, и эти эмоции будут окончательно переработаны, а вот витражей, увы, станет намного меньше. Время разрушительно для неоценённого искусства», - считает Наталья Попова. Команда проекта надеется, что пройдёт время и столица Кузбасса будет ассоциироваться не только с промышленностью, но и с уникальными витражами.