aif.ru counter
9794

Известная и неизвестная. Путь талантливой «нахалки» на мировую сцену

Кемеровчанка, ставшая дивой мировой оперы, навестила родной город на гастролях.

Так получилось, что Марина Домашенко начала оперную карьеру за границей.
Так получилось, что Марина Домашенко начала оперную карьеру за границей. © / Из личного архива

Если бы Марине Домашенко в её кемеровские студенческие годы сказали, что она будет петь на одной сцене с Пласидо Доминго, она не поверила бы, что получит самую престижную музыкальную награду мира «Грэмми» – тоже недоверчиво улыбнулась бы в ответ. В её историю вообще сложно поверить. Но сегодня мировая оперная дива приехала на родину, в Кемерово, чтобы дать концерт для своих земляков.

В эксклюзивном интервью еженедельнику «Аргументы и факты в Кузбассе» певица рассказала о том, почему в юности уехала из Кемерова и что сейчас её связывает с родным городом.

Миновала русскую сцену

Павел Казаков, «Аргументы и факты в Кузбассе»: Марина, вы с 1998 года живёте в Праге. Почему? У вас была цель уехать или так сложились обстоятельства?

Марина Домашенко: Так сложилось. На третьем курсе Екатеринбургской консерватории я поехала на конкурс в Чехию. Завоевала первый приз, ещё пять престижных наград, среди которых было приглашение выступить на сцене Пражского национального оперного театра. Дебют прошёл успешно и, миновав российские театры, я сразу начала работать в Чехии.

– А как вы узнали, что у вас есть голос, да ещё и меццо-сопрано?

– О своём голосе я узнала поздно, где-то в 17 лет. У меня был замечательный педагог Прокопий Алексеевич Бурнашов (увы, его уже нет в живых). Познакомились мы случайно, после одного из вокальных концертов. Я с детства пела в хоре - сначала в музыкальной школе, потом в училище. Он заметил меня, послушал и сказал: «По-моему, у тебя есть голос, но нужно заниматься». И мы начали работать. После года напряжённого совместного труда я поехала поступать в Уральскую консерваторию.

– У вашего преподавателя была цель выявить ваш талант? Вы ведь об этом не задумывались, вы же пианистка и дирижёр?

– Не задумывалась, да. У меня была совершенно другая карьера, другой жизненный план. Я уже сложилась как пианистка и была довольная своей судьбой. Работала в училище концертмейстером. Но жизнь резко изменилась, словно по мановению волшебной палочки. Прокопий Алексеевич убедил меня, что если Бог дал талант, его нужно и должно развивать.

Марина в образе Далилы на сцене Metropolitan Opera.
Марина в образе Далилы на сцене Metropolitan Opera. Фото: Из личного архива

– А что же с карьерой пианистки? Голос оказался сильнее?

– Так уж сложилась жизнь. Будучи ещё студенткой, мне посчастливилось исполнять на сцене Кемеровской филармонии с симфоническим оркестром концерт Рахманинова. Но я поняла, что карьера профессионального пианиста, это, скорее, мужская история. И если двигаться куда-то дальше по этому пути, то это будет концертмейстерство или педагогическая работа. Для женщины это логичнее.

А навыки пианиста мне помогают в работе постоянно. Я без проблем могу сама себе саккомпанировать. И дирижёрское образование также оказалось бесценным в профессии вокалиста. Все эти знания, умения и навыки идут в общую копилку.

– А кто ваши родители? Вы ведь не из музыкальной семьи?

– В нашей семье не было профессиональных музыкантов. Мама – библиотекарь, папа - медицинский работник. А ещё у меня три замечательные сестры-тройняшки. Они тоже с детства учились музыке. В итоге все стали профессиональными музыкантами. Живут и работают в Кемерове.

Премия с бантом

– Вы - единственная кемеровчанка, которая удостоилась «Грэмми». И первая женщина на постсоветском пространстве, кто получил эту престижную награду…

– Мне это очень приятно и лестно. Премию мне и большому коллективу музыкантов присудили за классический диск оперы «Фальстаф» Дж. Верди. Мы записывали её с Лондонским симфоническим оркестром под управлением дирижера сэра Колина Дэвиса. О присуждении премии я узнала, будучи в Вашингтоне, где принимала участие в другом оперном проекте. Поэтому в самой церемонии, увы, поучаствовать не получилось. Драгоценный граммофон мне прислали в большущей коробке с красивым бантом. И мы тут же с радостью обмыли эту награду в ближайшем ресторане с коллегами певцами…

– Что сегодня вас связывает с нашим городом?

– Кемерово – это мой дом, мои родители, мои сёстры. Здесь мои корни. Это большая часть меня. Я с удовольствием приезжаю сюда. Вижу, как быстро меняется и хорошеет родной город. Мне здесь всегда уютно.

– Как вы думаете, почему в Кемерово вы не приобрели такой известности, как, например, другой наш прославленный земляк Евгений Гришковец?

– Всё очень просто. Евгений здесь начал свой творческий путь, здесь оттачивал свой индивидуальный стиль и здесь был создан театр «Ложа». Кстати, будучи девчонкой, я с удовольствием бегала на его спектакли. Моя же творческая судьба сложилась по-другому. Так получилось, что я начинала свою оперную карьеру далеко от родного города.

И лишь изредка приезжала сюда с сольными концертами.

Есть ли у вас планы на какие-нибудь интересные проекты в Кузбассе?

– Мне очень хочется порадовать земляков чем-то интересным. Мысли и идеи есть. Будем разговаривать, и я очень надеюсь, что в скором времени смогу поделиться планами с вами и вашими читателями.

Талант сшит из особого сукна

– А в каком количестве языков благодаря оперной практике вы теперь разбираетесь?

– Активно - в семи. Это русский и чешский, естественно. А ещё английский, французский, итальянский, немецкий, испанский. Французский и итальянский (кроме русского, конечно) использую чаще остальных. Большинство опер написаны именно на этих языках.

Нельзя сказать, что я в совершенстве ими владею. Но при разучивании опер, романсов, камерной музыки необходимо входить в фонетику, её особенности, тонкости и постепенно начинать думать на этом языке, понимать значение каждого слова, каждой фразы… Зритель мгновенно чувствует, если исполнитель не понимает, о чем поёт.

Марина Домашенко исполнила практически все ведущие оперные партии для меццо-сопрано. Это Кармен в одноименной опере Ж.Бизе, Далила в опере К. Сен-Санса «Самсон и Далила», Адальжиза в «Норме» В. Беллини, Шарлота в «Вертере» Ж. Массне, Любаша в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Ольга и Полина в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме» П. Чайковского и другие.
Марина Домашенко исполнила практически все ведущие оперные партии для меццо-сопрано. Это Кармен в одноименной опере Ж.Бизе, Далила в опере К. Сен-Санса «Самсон и Далила», Адальжиза в «Норме» В. Беллини, Шарлота в «Вертере» Ж. Массне, Любаша в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Ольга и Полина в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме» П. Чайковского и другие. Фото: Из личного архива

– Оцените, пожалуйста, что стоит за вашим успехом? Талант или труд?

– Изначально для певца главное – голос! Но без огромного труда никакого успеха не добиться. Общая база нарабатывается, конечно, со школы. В годы моего детства музыкальные школы были очень популярны. Насильно нас туда никто не загонял, но это было обычным делом. Занятия – с утра до вечера. И это воспринималось нормально. А ещё у нас не было Интернета, мобильных телефонов, зато было совсем другое радио с классической музыкой и замечательными литературными и познавательными передачами и другое телевидение. Время было другое… Мы сотканы из иного материала, из более плотного сукна, что ли…

Хотя мой профессор, народная артистка России Светлана Васильевна Зализняк говорит, что сегодня в консерваторию поступает много талантливых ребят. Яркие, мобильные, раскрепощённые…Нужно ехать на конкурс - получили визу, поехали. В этом смысле стало легче и проще. Но без фундамента не обойтись.

Ещё одно необходимое и очень важное условие – найти своего педагога, который тебя услышит, почувствует и сможет научить и у которого ты сможешь научиться! Мне повезло. В моей жизни такой человек есть. Я свою Светлану Васильевну боготворю и обожаю. Хотя наше с ней знакомство началось достаточно своеобразно. Приехав в Екатеринбург поступать в консерваторию, я спросила у старшекурсниц: в чей класс мне лучше записаться? «Иди к Зализняк. Замечательный педагог и певица», - ответили мне.

На следующий день я к ней подошла и сказала, что я молодая, талантливая сибирячка и хочу учиться именно у неё. Она засмеялась, обозвала меня нахалкой и удалилась. Но, несмотря ни на что, я к ней прорвалась. Она меня послушала и сказала: «Ну, слава богу, голос есть и не испорчен!» А дальше началась ежедневная работа. Были и слёзы и похвалы и бросания нот и даже лёгкий подзатыльник… Но сегодня меня переполняет чувство безграничной любви и благодарности за всё, что мой дорогой и любимый профессор сделал для меня!

Звёзды – душевные партнёры

– А если бы вам в юности кто-то сказал, что вы будете петь вместе с Пласидо Доминго на одной сцене?..

– Не поверила бы. В двух словах дело было так: я выиграла конкурс в Италии. Вернулась в Прагу. А там меня уже ждёт факс с приглашением принять участие в концерте с Пласидо Доминго в Сан-Франциско. Спеть партию Далилы в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса. Времени на подготовку – три месяца. Я выучила! Перед первой встречей, конечно, волновалась. Но маэстро оказался очень доброжелательным и славным человеком. Звёзды оперы, с которыми мне посчастливилось работать, просты в общении, ходят без охраны, спокойные, тёплые, душевные партнёры. Всегда готовы прийти на помощь, подсказать что-то начинающим артистам…

– А в Кемерово какую программу вы привезли на этот раз?

– Это будет вечер русского романса. Мне не так часто удаётся соприкоснуться с этим видом творчества, поэтому хотелось сделать подарок и землякам и себе. Это будут произведения Верстовского, Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского, Рахманинова, Шостаковича… То, что я пою с большим удовольствием, но нечасто.

Так что с нетерпением жду встречи со своим зрителем 24 марта.

Досье

Марина Домашенко.

Оперная певица, меццо-сопрано. Родилась в Кемерове. Окончила Центральную музыкальную школу, Кемеровское музыкальное училище, Институт искусств и культуры, Уральскую государственную консерваторию им. Мусоргского – всё с отличием.

Победительница двух Международных конкурсов в Чехии и Италии. Обладательница звания «Оперная Дива» (США), обладательница высшей музыкальной награды мира «Грэмми».

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество