Примерное время чтения: 10 минут
344

Какое будущее у музеев? Искусствовед – о командирах, квестах и неравенстве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ в Кузбассе №36 05/09/2018 Сюжет Что можно найти в музеях Кузбасса?
«Ночь в музее» сегодня хороший способ привлечь и заинтересовать посетителей.
«Ночь в музее» сегодня хороший способ привлечь и заинтересовать посетителей. / Евгения Обымахо / АиФ

Первые лица и именитые гости региона часто посещают кузбасские музеи, посмотрят, похвалят и уедут. А что остаётся за стендами и ценными экспонатами? Какие проблемы волнуют музейных работников? Какое будущее видится за натёртыми до блеска витринами? Над этими вопросами размышляет новокузнецкий искусствовед Лариса Данилова.

«Болезнь» расслоения

Анна Иванова, «АиФ в Кузбассе»: Лариса Георгиевна, кто, когда и с какой целью создавал в Кемеровской области музеи? Зачем они были нужны тогда и зачем, на ваш взгляд, нужны сейчас?

Лариса Данилова: В 1961 г. в Новокузнецке открыли первый художественный музей в области. Он прошёл все стадии, которые испытывает каждый музей в своем развитии. Создавался он, как и многие другие, в первую очередь как просветительское учреждение, звено между искусством центра и периферии. Это можно судить по тому, как формировалось собрание. Первые два-три десятилетия фонды ориентировались на искусство центра. Многое закупали тогда, передавали от художников, их наследников, коллекционеров. В конце 1980-х гг. осознали, что собирать работы второго ряда центральных областей не так важно для музея. На первый план вышла более серьёзная и сложная задача - иметь собственную коллекцию, основанную на местном искусстве. Сложная потому, что искусство центра уже прошло стадию признания, а местное искусство необходимо было оценивать, описывать, изучать, но уже самостоятельно.

Мы стали собирать не только искусство Новокузнецка, но и Сибири в целом – за счёт галерейной работы. Когда мы устраивали выставки, то по их окончании одну-две работы художники оставляли в собрании музея. Вся страна была в кризисе, музеи финансировали по минимуму, деньги выделяли на зарплату, на коммунальные нужды. И с 1990-х гг. до сегодняшнего дня это, пожалуй, единственная возможная форма пополнения музейного собрания.

Чем дальше, тем больше происходило расслоение музеев Кемеровской области. В первую очередь это выражалось в возможностях приобретения экспонатов. Новокузнецкий музей как муниципальный стал жёстко чувствовать на себе ограниченность не только в материальном плане, но и в плане общего развития. И это, наверное, по всей области так. В областных музеях картина иная: финансирование богаче, возможностей больше, сотрудники регулярно выезжают на конференции. Нас же иногда просто не выпускают, говорят, что денег нет. Раньше мы гордо осознавали себя первыми в области. А теперь постоянно ощущаем понижение статуса до средненького муниципального музея.

- Как вы считаете, какие музеи в Кузбассе незаслуженно забыты?

- В Новокузнецке это в первую очередь геологический музей. Он не то что забыт, но он живёт в настолько стеснённых условиях, что не может развернуть полноценную деятельность. Если город пытается выкарабкаться из статуса моногорода, то развитие культуры необходимо. Нужно создавать выставочные площади, музейные центры, всемерно поддерживать художников. Но сейчас на всё один ответ: «Денег нет». Город финансируется по минимуму – это понятно. Но возьмём, к примеру, тяжелейший для страны военный 1943 г. Тогда создали Союз кемеровских художников, и центральный орган нашёл возможность выделить деньги на обеспечение художников материалами, на проведение выставок. В годы войны прошло три выставки «Кузбасс – фронту». А что сейчас? Ну, тяжело, конечно, никто не спорит. Но даже при самых тяжёлых условиях нужна осознанная политика в сфере культуры, а у нас её нет.

Наоборот, власти стали много командовать культурой. Постоянное администрирование губительно для музея. В день поступает по несколько распоряжений, на которые нужно моментально реагировать. Скажем, представить отчёт по какому-то показателю. Или заставляют проводить вовсе не нужные нам выставки или мероприятия – против наркомании, противопожарные и т. п. В советское время было мягче, может, потому что было больше уважения к профессионалам. Партийные власти были заинтересованы в развитии местного искусства, т. к. оно осознавалось как пропаганда достижений.  

От квестов до шедевров  

- А современным госзаказом стали массовые акции? Зачем нужны музейные ночи, квесты, театрализованные показы?

- Сегодня ставка делается на просвещение, на развлечение. Что такое «ночь в музее»? Приезжают люди разных возрастов и социальных категорий, им нужно показать товар лицом, поэтому их стараются развеселить и показать что-то интересненькое. Этот вид деятельности стал ведущим. Различные квесты, викторины, костюмированные выступления рассчитаны на привлечение людей, т. к. за счёт этого музей может жить в наше время и даже оплачивать часть коммунальных услуг. Есть и плюсы в этих акциях. Скажем, квесты по музейным залам проводят для школьников, они включают в себя попытки сосредоточить внимание детей на чём-то главном, на художественных особенностях.

Но несомненный минус в том, что музей получает одностороннее развитие, на задний план отходит научная работа. Нужно не только развлекать, но и изучать музейную коллекцию, создавать на её основе новые выставки, но физических возможностей для этого мало. Помимо этого, сокращаются рабочие места. Так, в НХМ было более 40 ставок, теперь меньше на три. Но если учесть, что на место выбывших по своей инициативе сотрудников запрещено принимать новых, то это число значительно возрастёт.

- В Кемерове планируют построить «Квартал искусств» - открыть филиалы Русского музея и Мариинского театра. Как вы считаете, это реально? И нужно ли это кузбассовцам?

- Вряд ли Русский музей повезёт в Кузбасс работы первого ряда. Скорее всего, создадут виртуальный музей, для которого оборудуют комплекс цифровой техники. Я могу и ошибаться, и Кемерову будут давать «живые» произведения. Хорошо, если так.

Это будет пользоваться популярностью. Ведь даже практика «выставок одной картины» привлекала людей. Так, в Новокузнецк из музея Нижнего Тагила привозили «Мадонну» Рафаэля.

За годы моей работы не припоминаю, чтобы были планы по созданию филиала центрального музея. Ведь даже добиться выставки из Эрмитажа или Русского музея очень тяжело. Не потому, что они не соглашаются. Сложность в страховой стоимости привоза такой выставки, которая настолько высока, что перекрывает возможности наших музеев. Мне очень хотелось бы пожелать кемеровскому музею, чтобы что-то получилось.

«Дай бог, чтобы выжили»

- В последние годы в Кузбассе стали появляться частные музеи. Этим летом в Новокузнецке открыли музей ретроавтомобилей. Не первый год работает художественная галерея «2 Суворова». Какие из новинок наиболее удачны и имеют будущее, по вашему мнению?

- Считаю, что это замечательные начинания, потому что любая музейная деятельность воспитывает у людей историческое мышление. Например, галерея «2 Суворова» делает замечательные выставки современного искусства. Но у них тоже, к сожалению, проблемы с денежным обеспечением. Они активны, показывают искусство Сибири.  

- В Москве и Санкт-Петербурге с раннего утра люди выстраиваются в очереди, чтобы попасть в музеи. Что нужно, чтобы кузбассовцы и туристы пошли в местные музеи?

- У центральных музеев больше возможностей получать выставки из-за границы. У них больше возможностей сотрудничества с другими отечественными музеями, благодаря чему они собирают выставки большинства картин, скажем, Серова или Ге. Плюс рекламируют выставки по технологиям, которыми мы не обладаем. У нас в новостях две-три минуты расскажут про выставку - этого мало. А когда в Новокузнецке весной проходила межрегиональная художественная выставка «Сибирь-XII», много людей её посетило, хотя, казалось бы, то же самое современное искусство, что представлено в местных музеях. Но, видимо, привлекли большее внимание и более мощная реклама, и то, что была представлена вся Сибирь.

- Какое, по вашему мнению, будущее ждёт кузбасские музеи?

- Будущее разное. Не хотелось бы, чтобы провинциальные музеи внутри области становились всё более провинциальными, а «столичные», т. е. кемеровские, стали особенно выделяться благодаря более предпочтительному положению. Думаю, что такое расслоение будет продолжаться некоторое время. Муниципальные музеи сегодня выживают. И дай бог, чтобы выжили, потому что музеи – это история, душа, по существу главное содержание нашего внутреннего мира.

На протяжении десятилетий музей переживает различные болезни. Но хочется отметить, что вопреки этим болезням и коллекции пополняются, и люди работают неравнодушные. Хочется пожелать, чтобы музеи пережили это трудное время и каждой обрёл свой голос, своё полноценное звучание.

Досье
Лариса Данилова родилась в 1949 г. в пос. Гродеково Приморского края. Выпускница отделения теории и истории искусства Уральского госуниверситета. В 1978-2015 гг. работала в Новокузнецком художественном музее сотрудником культурно-образовательного отдела, заведующей архивом и экспозиционным залом, хранителем фонда живописи, заместителем директора по научной работе. Автор справочников, каталогов, книг о художественной жизни Новокузнецка. Член Союза художников. Награждена медалями «Патриот России» и «За служение Кузбассу».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах