В экспозиции работы профессиональных художников: от традиционных туесов и коробов до концептуальных произведений.
Философия бересты
Берестяные шедевры стоят на тумбах, висят на стенах, а пространственная композиция «Ловец снов» – прямо под потолком. Эту работу выполнила прокопчанка Арина Им. Сны улавливает деревянное кольцо, внутрь которого вплетены берестяная сова и геометрические фигуры, испещрённые знаками, похожими на рунические.
На выставке есть тотемные столбы с первобытными масками и шаманские бубны. Они тоже из бересты, разумеется. Этот природный материал стимулирует фантазию. Целый ряд работ философского плана, как «Восток и Запад» – берестяная пластика прокопчанина Рашита Багаутдинова: под одной крышей сидят два птицеподобных существа и смотрят в противоположные стороны. Не только не понимают, но даже не замечают друг друга.
Композиция кемеровчанки Анастасии Алексеевой «Взгляд из прошлого в будущее» выполнена из нескольких слоёв бересты. Из материала, который на Руси используют с незапамятных времён, художница сконструировала загадочный футуристический механизм. Упомянутая выше сова – не единственная птица в экспозиции. Несомненно, есть какое-то нерасторжимое родство между птицами и берёзами. На выставке не меньше десяти скульптур из бересты, дерева и корней, увековечивающих пташек.
Кемеровчанка Анастасия Свентицкая назвала свою скульптуру «Секретарь». Есть такая птица из отряда соколообразных, но работа Анастасии заставляет вспомнить и о женщинах-секретаршах.
«Гриф» прокопчанина Олега Комарова – слегка неуклюжая, но невероятно обаятельная птаха с огромным крючковатым клювом.
Мастера!
Примерно четверть работ смотра-конкурса выполнена художниками творческого объединения «Прокопьевская береста», существующего уже 27 лет. Большинство кемеровских авторов учились у Евгения Животова – первого руководителя этого объединения, который переехал в столицу Кузбасса и преподаёт в КемГУКИ. Но есть мастера и в других городах.
Новокузнечанка Татьяна Фокина воссоздала берестяные кокошники XVIII века. Орловская, Костромская, Московская губернии – в каждом уголке России своя мода.
Любовь Чирятьева живёт в селе Сарбала Калтанского городского округа и умеет видеть изображения, созданные самой природой. Вставляет в рамы фрагменты первозданной бересты, почти ничего к ним не добавляя. Таковы работы «Купание слонов» и «Вечерний дождь».
Мариинец Александр Панов привёз «Берёзовики». Вообще-то это туеса, к крышкам которых прикреплены веточки, но выглядят они, как какие-то рогатые неведомы зверушки. Очень кстати для экспозиции, которая называется «Берестяная сказка».
Виктор Хворостинин из Берёзовского работает в смешанной технике – береста, дерево, резьба, роспись. Яркие аппликации, близкие к живописи художников-примитивистов и отсылающие к традициям лубка, – «Деревенский мотив» и «Удачная рыбалка». Вниманию посетителей также представлены иконы на бересте, аппликации-натюрморты, берестяные самовары, кружки, шкатулки, погремушки, обереги. И, конечно, классика жанра – берестяная обувь.
Работа кемеровчанина Дмитрия Николаева называется «Лапти богатырские». Экспозиция «Берестяная сказка» разместилась на втором этаже «Вернисажа», а на первом продолжает работать персональная выставка берестянщика Олега Комарова.