Наверняка каждый из нас видел на улицах города раскрашенные фасады домов. А может, обращал внимание на необычные рисунки на самых разных строениях. Что это? Искусство или вандализм? Нужно ли раскрашивать город? И почему художникам мало холста? Об этом корреспондент «АиФ в Кузбассе» поговорил с кемеровским художником-граффитистом Данилой Апанасовым.
Видят все!
Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Данила, когда и почему начали рисовать на стенах? С какой целью это делаете?
Данила Апанасов: Любил рисовать с детства, особенно нравились портреты. Мне было интересно, как человеческое лицо можно перенести на лист. Помню, любил срисовывать людей с фотографий, позже стал придумывать что-то своё. Первое граффити нарисовал ещё будучи школьником: раскрасил ближайший забор. Это были просто буквы. Что подтолкнуло? Просто однажды увидел на улице рисующих граффитистов. В те годы это было что-то! Впечатлили рисунки, техника, необычность. Мне тоже захотелось. Граффити на стенах - это неординарно, красиво и видят все. Начал рисовать на заброшенных зданиях, фасадах разных строений, на стенах в интерьерах. От букв перешёл к портретам, рисовал разных персонажей, сюжетные и абстрактные картины. А потом стал на этом зарабатывать. Помню свой первый заказ - нужно было сделать рисунок в частном интерьере. Я тогда получил за него 2 тыс. руб.!
- Интересно ли такое направление кемеровчанам? Много ли у вас заказчиков? Что и где рисуете?
- Это очень востребовано! Сейчас организации и компании хотят привлечь к себе внимание красивыми рисунками на фасадах, в интерьере, тем самым выделиться. Мои заказчики самые разные: от частных лиц до магазинов, столовых, ресторанов и администрации города. Рисую абсолютно всё, что просят. Работал даже над росписью храма в селе Сухово Кемеровского района. На фасадах домов Кемерова и Киселёвска нарисовал 15 портретов Героев Великой Отечественной войны: Веры Волошиной, Юрия Двужильного, Сергея Тюленина.
- Чем отличается коммерция и творчество?
- Творчество - это свобода, перед тобой не стоит никаких задач, рисуешь то, что нравится и хочешь. Мне, как художнику, ближе абстрактные картины, в то время как заказчик чётко ставит цель, и ты должен её выполнить, даже если это идёт вразрез с твоим творческим видением. Поэтому бывает и недопонимание. Заказчики видят в художнике ремесленника, и в этом проблема.
Искусство или вандализм?
- Как вы думаете, нужно ли граффити городу? Старшее поколение наверняка не одобряет такое творчество. И где грань, которая разделяет вандализм и искусство?
- Для начала предлагаю разделить два понятия: граффити и стрит-арт. Граффити - это изображение букв разными шрифтами. Именно оно вызывает большой негатив у горожан. И вандализм - это когда подросток берёт баллончик и пишет им своё имя или ещё что-то, где этого делать нельзя. К примеру, на памятниках, фасадах домов.
Во многих городах России уже давно есть места, куда люди специально ходят с экскурсиями. Конечно, всегда найдутся те, кому такое творчество не нравится. Слышал несколько историй, когда люди жаловались на такие изображения - и власти их закрашивали. К примеру, в этом году в посёлке Шерегеш в августе проходил граффити-фестиваль. Художники уже практически закончили свои работы, когда разгорелся скандал: некоторые жители выступили против граффити. На стене одного из зданий не понравился рисунок с глазами. В итоге его сняли с программы, потом решили закрасить.
- Вы нарисовали много портретов героев войны. А какими изображениями ещё можно украсить город?
- Хотелось бы увидеть на фасадах яркие современные картины, которые не связаны с печальными событиями, какими-то известными сюжетами. Они просто заставят улыбнуться, испытать приятные чувства радости и тепла. Нужно продолжать раскрашивать фасады не только больших зданий, но и небольших строений.
- Что для вас самое сложное в таком творчестве?
- Когда рисую муралы, труднее всего всё согласовать - с отделом архитектуры города, жителями и прочими инстанциями - и организовать. Нужно найти спонсоров, заказать автовышку, купить краску. На это уходит много времени. Рисовать мне несложно - у меня большой опыт: я создавал изображения в разных техниках, разных размеров и знаю, где будут трудности и как их избежать.
Доверяюсь ощущениям и настроению
- Как рисовать на холсте, понятно. А на фасаде? Может, используете какой-то особенный инструмент? И любому ли художнику под силу освоить эту технику?
- Разница, конечно, есть. Она в поверхности, на которую предстоит нанести изображение, в используемых материалах и размерах: масштаб гораздо больше! Сначала я рисую на компьютере эскиз, затем переношу его на стену. Работаю в разных техниках и разными инструментами (валик, кисточка, баллон). Люблю наносить контур кисточкой и валиком, а потом заполнять его краской из баллона. Надеюсь только на своё чутьё и опыт художника. В целом на одну работу уходит около недели. Если ты художник, думаю, рисунки на холсте и на стене не будут сильно для тебя отличаться. Тут дело в навыке и опыте. Конечно, с первого раза у вас ничего не получится, но постепенно, из раза в раз, от рисунка к рисунку будете учиться, и у вас будет получаться лучше и лучше.
- А что любите рисовать вы?
- Мне больше по душе абстрактные рисунки. Я выхожу на улицу, ищу «заброшки» и начинаю творить. Когда рисую, ни о чём не думаю, эскизов не делаю: целиком доверяюсь ощущениям и настроению.
- Что посоветуете молодёжи, которая захочет взять с вас пример? С чего начать? Дорогое ли это занятие?
- Доставайте всё, чем можно рисовать, и рисуйте: баллончик, краску, кисточки... В стрит-арте нет канонов, границ, норм, секретных знаний, которые нужно получить.
- О чём мечтаете?
- Хочу украсить фасады кемеровских домов своими абстрактными рисунками, которые притягивали бы взгляд горожан и гостей города. Мечтаю, чтобы в Кемерове открылась галерея современного искусства. Хотелось бы, чтобы чаще проводились фестивали уличного искусства, где собирались бы художники, обменивались опытом и просто общались.