В декабре 2023 г. в Кемерове планируют полностью сдать в эксплуатацию культурно-образовательный и музейный комплекс. В него войдут филиалы Русского музея, Театра оперы и балета и другие учреждения культуры.
Директора будущего Русского музея уже назначили. Им стала руководитель некоммерческого общественного фонда поддержки культуры и спорта «Яркий город» Елена Митрофанова. С сентября 2019 г. она работала заместителем директора по развитию Кузбасского центра искусств. Также объявили, что с 1 сентября в областном центре заработает школа креативных индустрий, в которой будут бесплатно учить детей создавать digital-проекты в сфере фото- и видеопроизводства, звукорежиссуры, современной электронной музыки и т. д.
Амбициозные планы
На последней пресс-конференции губернатор Сергей Цивилёв отметил, что проект культурного кластера разбит на две части: образовательную и музейно-выставочную. «Стройка образовательной части развёрнута в полном объёме. Уже набрали студентов, 23 человека в прошлом году и ещё 17 набираем в этом. К 2021 г. образовательный квартал должны будем закончить. И будем набирать уже третий курс. Что касается Театра оперы и балета, мы подготовили площадку, сейчас на ней идут серьёзные строительные работы – меняем коммуникации», – объяснил губернатор.
По словам главы региона, к реализации проекта привлекли лучших мировых дизайнеров, работает австрийская фирма. «У нас вообще есть идея сделать всё в одном здании. Сейчас как раз идёт проработка, чтобы наши женщины на каблуках и в красивых платьях смогли совершенно спокойно пойти в театр, Русский музей, потом посидеть в ресторане, зайти в Центр искусств. И всё это – не выходя из одного здания», – прокомментировал губернатор. К концу 2023 года новые учреждения культуры должны заработать.
Кто туда пойдёт?
«Для кемеровской областной и городской элиты культурный кластер, как и Лесная поляна, – это объект внешнего престижа. Но он был бы разумен в городе-миллионнике или в приморском городе-курорте, где много иностранцев и туристов, готовых тратить деньги на посещение этих объектов. Во Владивостоке в филиале Мариинкского театра цены от 4-5 тыс. руб. за представление. Это очень дорого и для Кемерова, и для всего Кузбасса. В Новосибирске цены на балет значительно ниже. Кроме того, объекты культурного кластера будут во многом дублировать уже существующие учреждения культуры. При такой же проблеме во Владивостоке многие работники попали под сокращение», – считает новокузнецкий историк и общественник Андрей Полухин.
«В Кемерове уже есть практически все учреждения культуры, даже оперы ставят, поэтому острой необходимости в этом проекте нет. Замечу, что промышленное и историческое ядро региона – Новокузнецкая агломерация сильно обделена в этом плане. Нет филармонии, ТЮЗа, консерватории. Краеведческому музею Новокузнецка нужно полноценное здание, которое планировали ещё с советских времён. Не восстановлена Кузнецкая крепость, отсутствуют полноценные парки. А в Прокопьевске стоят заброшенные сталинские ДК, которые потихоньку сносят. Надо в первую очередь вкладывать инвестиции в ту культуру, которая у нас уже есть, поддерживать её, а не гоняться за излишествами», – считает Андрей Николаевич.
Провинциальное недоверие
Кандидат искусствоведения, культуролог Наталья Попова, напротив, считает, что культурный кластер всё же важен и необходим для развития не только культуры, но и экономики региона.
«Корневая причина скепсиса: наше провинциальное недоверие. Так как с 1990-х годов периферия в плане культуры и искусства мало интересовала столицу, жители регионов к этому положению привыкли. Молодёжь уезжает в крупные мегаполисы за возможностями, а старшее поколение остаётся и работает в сфере воспроизводства профессиональных кадров культуры и искусства
Но есть вторая причина, отражающая наше внутреннее отношение к себе. Если мы понимаем Кемерово как многофункциональный большой город, в котором есть место для людей творческих профессий, то кластер впишется в этот образ. Ну а если мы видим моногород, в котором население зависит от работы промышленных предприятий, то, конечно, кластер лишний и ненужный элемент. Для досуга заводчан вполне достаточно работающего Дома культуры», – полагает культуролог.
По её мнению, в решении о строительстве кластера видно осознание назревших в регионе проблем и ответ на вызовы времени. «Сейчас период развития креативных индустрий и сектора въездного туризма. Кластер – это звено в цепочке действий по расширению туристического потенциала Кузбасса. Строительство современного музея с большими экспозиционными площадями, хранилищем, удобными зонами отдыха для посетителей уже само по себе ценно и необходимо. Для меня как для педагога КемГИК и председателя кемеровского отделения Союза дизайнеров России тот же филиал Русского музея открывает целый ряд новых возможностей с участием студентов-искусствоведов. Это выход на новый уровень экспозиционных проектов, площадка для реализации крупных грантов в сфере визуального искусства Кузбасса и Сибири», – говорит эксперт.