Новые туры для гостей музея-заповедника пока в разработке. / Павел Казаков / АиФ
Самые древние петроглифы Томской писаницы относятся к каменному веку – IV-III тысячелетиям до н. э. Сохранить уникальные рисунки удалось благодаря энтузиазму и решительности кузбасских учёных. Как развивался музей-заповедник, и что посетитель может найти там сегодня, выясняла корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Борьба за музей-заповедник
Скалу с рисунками древних людей на берегу Томи открыли ещё на рубеже XVI-XVII вв. Она сразу привлекла к себе внимание исследователей. В 1719 г., например, в Сибирь по указу Петра I отправили экспедицию под руководством немецкого учёного Мессершмидта. В его экспедиции участвовал пленный шведский капитан Табберт, который после возвращения на родину получил дворянский статус и новую фамилию – Страленберг. В 1730 г. он издал книгу, в которой в том числе изобразил рисунки Томской писаницы. Это были первые зарисовки видов скалы. С того времени у её подножия побывало немало художников и историков.
В 1960-70-х гг. томские петроглифы начали изучать Алексей Окладников, Анатолий Мартынов и другие советские учёные. Результатом многолетних исследований стала монография «Сокровища Томских писаниц». Но долгое время памятник был, по сути, ничейным.
Лариса Юсифова
И, к сожалению, отношение к нему было часто варварским: на скале вандалы вырезали свои имена и всевозможные надписи, портили петроглифы. Поэтому было ясно, что скалу нужно защитить не только от естественного разрушения, но и от вандалов. А значит – сделать музей. Как рассказала заведующая отделом развития «Томской писаницы» Лариса Юсифова, которая работает в музее-заповеднике с самого его основания, для этого учёным пришлось побегать по чиновникам и различным инстанциям. Это была настоящая операция по спасению скалы, руководил ею археолог Анатолий Мартынов. Благодаря ему впервые отреставрировали памятник, построили лестницу к скале, начали проводить экскурсии. Первый успех: в 1968 г. территорию писаницы объявили заповедной зоной. Сам же музей-заповедник «Томская писаница» открыли только в 1988 г.! Спустя двадцать лет!
Реализм древних охотников
В древности скала была святилищем. У её подножия проходили праздники и ритуальные обряды. Об этом свидетельствует площадка перед скальными плоскостями. Изображения на скалу древние люди наносили не хаотично, и каждый из петроглифов имеет свой смысл. Кстати, по количеству сюжетов Томская писаница очень богата. Большинство рисунков показывают повседневную жизнь наших предков и их мировоззрение. Основной сюжет, как и на других писаных скалах, конечно, лоси. Но они не статичные, а в движении.
Главная черта рисунков Томской писаницы – реализм. На скале мы можем разглядеть, например, изображение умирающего лося с копьём в спине. На одной из плоскостей – бегущий лосёнок, тоже с копьём в спине. Рядом с мордами некоторых животных показаны солярные знаки. Кроме лосей древние люди нанесли на скалы много антропоморфных фигур. Например, существо на лыжах с петлёй в руках. По-видимому, это охотник, преследующий зимой лося. Т. е. и о смене времён года наши предки тоже не забывали. Маски-личины сердцевидной формы, лодки как представление людей о потустороннем мире и стране мёртвых, полуптицы-полулюди в танце как символ плодородия – скала помогает нам разобраться в мировоззрении наших предков, уловить тонкости мышления древнего человека. Возможно, поняв это, мы сможем лучше понять и сегодняшнюю жизнь.
Кузбасский Дед Мороз и другие чудеса
Не зря «Томская писаница» входит в число семи чудес Кузбасса. Здесь нужно побывать, чтобы попутешествовать во времени. Скала с петроглифами расскажет о превобытном человеке, а этнографический комплекс «Шорский улус Кезек» - это история о коренных жителях Кузбасса, шорцах. Жилой дом «эм», летняя кухня «сенек», баня «малыча», амбар «аиморок» – мы можем увидеть, как жили в XIX в. коренные кузбассовцы. В путешествии по шорскому посёлку заглянем также в свадебный шалаш и юрту, дом шамана и кузницу. А на культовом холме, над святилищем, почувствуем мифологию сибиряков: священное дерево, поминальники и жертвенники, ритуальная коновязь и культовые места манси и мн. др. В «Археодроме» мы даже сможем попробовать добыть огонь, полепить из глины и пострелять из лука.
А ещё в «Томской писанице» живёт настоящий Дед Мороз. Его резиденцию в музее открыли в 2003 г. В декабре 2005 г. к нему в гости даже приезжал Дед Мороз из Великого Устюга и вручил верительную грамоту о том, что музей-заповедник «Томская писаница» является представительством Российского Деда Мороза в Кемеровской области! В резиденции кузбасского волшебника работает своя волшебная почта. Ребятишки пишут письма со всей области и, конечно же, заказывают подарки. Ответить на все письма Дедушка не успевает, но никогда не отказывает в посещении больного ребёнка или благотворительного мероприятия. В первое воскресенье декабря добрый волшебник отмечает свой день рождения. А потом радует детвору до самой весны!
Кстати
Недалеко от «Томской Писаницы» находится ещё один памятник – археологический –Ивановка I. Там учёные обнаружили сразу пять слоёв. Самый поздний – комплекс конца XIX – начала ХХ вв. Это остатки русской деревни: гвозди, осколки стекла, фрагменты фарфоровой посуды, косточки животных. А ещё монеты СССР номиналом 1 копейка и 20 копеек 1930 и 1932 гг. выпуска соответственно, гильзы от патрона винтовки системы Мосина 1946 г. выпуска. Следы раннего средневековья (V-IX вв. н. э.) представлены фрагментами керамического сосуда. А наши предки из раннего железного века (конец I тысячелетия до н. э.), кулайцы, оставили после себя следы погребальной кремации. Сохранились также фрагменты керамических банок эпохи поздней бронзы (первая половина – середина II тысячелетия до н. э.) и бронзолитейная площадка крохалёвской культуры эпохи ранней и развитой бронзы (конец III – начало II тыс. до н. э.).
«Коренные» жители заповедника
Через заповедник проходит древняя лосиная тропа. По ней регулярно прогуливаются лоси. Зимой могут забежать волки и рыси. В «Томской писанице» также можно встретить лисицу, барсуков, бурундуков, зайцев и белок. А постоянные жители заповедника живут в мини-зоопарке. Началось всё с того, что житель деревни Барановка Кемеровского района принёс в музей медвежонка. Он был очень маленьким и один выжить в лесу не смог бы. Неравнодушные жители часто находили в лесу и в городе раненых и больных животных, иногда брошенных. И все они находили приют в заповеднике.
Например, знаменитый енот Масяня, которому недавно всем миром собрали деньги на операцию на глазах. Его жизнь напоминает настоящее приключение! Бывшая хозяйка купила зверя в Канаде и приехала с ним в Кемерово. Наигравшись, отдала Масяню знакомым. Вскоре енот оказался на улице. Животное подобрали юннаты и поселили у себя в кабинете. За ночь Масяня поломала компьютерные мышки и клавиатуры. Так ей было интересно нажимать своими пальчиками на кнопочки! Т. к. держать животное было негде, юннаты привезли его в «Томскую писаницу». С тех пор задорный енот радует гостей заповедника.
Каждый год в «Томской писанице» отмечают День животных. В этом году праздник пройдёт 6 октября. Музей всех ждёт в гости! Кстати, с 2009 г. в заповеднике действует проект «Усынови питомца». Любой человек или организация может выбрать одного животного и помогать ему. Спонсорские деньги идут на еду, игрушки и обустройство вольеров. У еженедельника «АиФ в Кузбассе» тоже есть свой питомец – красавец Рэм!
Тропою предков
В «Томской писанице» всегда рады гостям. Здесь можно весело отметить любой праздник и просто приятно провести время - окунуться в волшебную атмосферу Рождества, проводить Зиму, погулять на национальном празднике шорцев Чыл-Пажи и традиционном татарском Сабантуе! А в купальскую ночь можно даже встретить русалок и Водяного, вдоволь поиграть, попеть и, конечно, попробовать отыскать цветущий папоротник! Гулянье продолжается до самого утра!
Как рассказал директор музея Алексей Стоянов, зимой 2019 г. в заповеднике проложат новый туристический маршрут «Тропою предков».
На собачьих упряжках и охотничьих лыжах в сопровождении снегоходов можно будет прокатиться до Новоромановской писаницы, там посмотреть на наскальные рисунки и согреться горячим чаем с пирожками. «Наша задача – сделать музей музеем. Чтобы любая прогулка, будь то конная, пешая, на собачьих упряжках, была интересной и познавательной», - говорит Алексей Михайлович.
Проект музея «Русские Притомья» вошёл в стратегию развития Кузбасса до 2035 г. На территории «Томской писаницы» построят копию Верхотомского острога и сибирскую деревню конца XIX века. Сотрудники музея уже объезжают близлежащие деревни. Селяне с удовольствием помогают – передают старинные предметы быта, мебель, посуду и т. д. Пригодится всё!
Кстати, недавно сама скала преподнесла сюрприз не только сотрудникам музея, но и всем кузбассовцам! На высоте 20 метров над прибрежной линией учёные обнаружили новые рисунки. Лоси изображены головой по направлению на восход солнца. Одна фигура сохранилась практически полностью. От двух других остались фрагменты. А на одной из фигур сохранились следы древней краски. Познакомиться с древними рисунками может каждый из нас!
Стоянки древних людей
В 1990 г. при осмотре Новоромановской писаницы учёные обнаружили стоянку древних людей – Долгая I. Она находится в устье одноимённой реки. А за рекой – стоянка Долгая II. Если подняться выше, то мы попадём в городище – Долгая IV. Ещё выше – курганные группы.
Как рассказал научный сотрудник «Томской писаницы» Александр Сизёв, Долгая I – самый изученный памятник. Учёные пришли к выводу, что люди туда приходили, но постоянно там не проживали. Во-первых, исследователи не нашли никаких остатков жилищ. Во-вторых, жить в скалах не очень удобно. «Этот памятник уникален тем, что стоянка находится непосредственно над плоскостями Новоромановской писаницы. Там представлена вся хронография. Самые ранние слои – эпоха неолита, VII-V тысячелетия до н. э. Есть крохалёвская посуда, а это эпоха ранней бронзы», - рассказал Александр Сизёв.
Кстати, прямо во время прошедшей экспедиции Александр нашёл небольшой фрагмент сосуда. Поэтому если вы попадёте на Новоромановскую писаницу, внимательно смотрите под ноги! Возможно, и вам посчастливится отыскать древний артефакт. Самый поздний период, следы которого есть на Долгой I, – это русская деревня. В верхних слоях учёные обнаружили кованые гвозди, гильзы и т. д.
На одной из плоскостей сохранилось изображение лодки. Над самой плоскостью находились развалы сосудов эпохи бронзы, это начало II тысячелетия до н. э. Учёные предполагают, что изображение лодки появилось в период от неолита до эпохи бронзы. Неподалёку находился пустой каменный ящик. Вероятно, он имел ритуальное значение. Посредине памятника находился камень со следами рубки мяса. Рядом лежали куски костей и несколько сосудов ирменской культуры (эпоха поздней бронзы).
Когда учёные провели анализ костей, выяснили, что главным образом это кости лося, а и именно: кости нижних конечностей. «Конечно, мы можем только предполагать, но считаем, что это следы ритуального пиршества. У хантов и манси была легенда о небесной шестиногой лосихе. Предок Мир-Суснэ-Хум, сын бога Нуми-Торума, победил её, отрубил лишние ноги, и животное стало бегать по земле, поэтому люди смогли на него охотиться. Возможно, остатки этой трапезы – это выражение почтения мифическому герою и залог удачной охоты», - рассказывает Александр Сизёв.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.