В музее-заповеднике «Томская Писаница» после обновления открыли экспозицию «Славянский мифологический лес».
Как рассказали в пресс-службе областной администрации, в центре экспозиции установлен макет Збручского идола. В ходе реконструкции идола выполнили более детально и в увеличенном размере. Площадку вокруг идола вымостили камнем, вокруг неё - ров с костровищами.
Экспозиция представляет собой собирательный образ древнеславянского капища. За основу реставраторы взяли летописные и археологические данные, полученные при изучении не только восточных славян, живших в районе Новгорода, но также славян, проживавших на территории России, Украины, Беларуси, Польши и Германии в эпоху раннего средневековья (V-XI века).
Неизвестные петроглифы с берегов Томи
Самый известный комплекс петроглифов находится на скале возле деревни Писаная. Именно там располагается музей-заповедник «Томская писаница».
© АиФ / Павел Казаков
Побережье Томи с перепадами высот в сотню метров за тысячи лет исхожено вдоль и поперёк. И сегодня люди продолжают жить там, где ходили сибиряки каменного века.
© АиФ / Павел Казаков
К некоторым петроглифам можно подобраться только с воды, или спустившись сверху, но это даже лучше: чем труднодоступнее петроглифы, тем дольше они сохранятся.
© АиФ / Павел Казаков
Научный сотрудник музея-заповедника «Томская писаница» Александр Сизёв рассказывает о результатах работы археологов возле речки Долгой, которая впадает в Томь. Там успели наследить все поколения сибиряков, начиная с рубежа каменного и бронзового веков.
© АиФ / Павел Казаков
Стоянки древних европеоидов, кочевавших вдоль Томи с севера на юг и обратно, есть как у самой кромки воды, так и на вершинах прибрежных скал. Можно оценить, каким видом наслаждались наши предки.
© АиФ / Павел Казаков
Новоромановская писаница открыта сравнительно недавно. Её изучением кузбасские учёные занимаются всего около 55 лет. Археологам десятилетия назад о рисунках на скалах напротив деревни Новороманово рассказали местные жители.
© АиФ / Павел Казаков
Изображение шестиногого лося на Новоромановской писанице одно из самых редких. Это небесный лось из легенд Хантов и Манси, которого не могла догнать даже стрела седьмого сына верховгого бога Нуми-Торума, которым был Мир-Суснэ-Хум - «За миром наблюдающий человек».
© АиФ / Павел Казаков
Один из сыновей Нуми-Торума - медведь или Когтистый Старик. На этом изображении можно разглядеть сразу трёх медведей вокруг лося. На Новоромановской писанице вообще больше всего изображений медведей
© АиФ / Павел Казаков
Изображения лося - самое распространённое на скалах Притомья.
© АиФ / Павел Казаков
Лоси на Новоромановской писанице - всевозможных форм и размеров. Большинство изображений исполнено методом контурной выбивки.
© АиФ / Павел Казаков
Возраст рисунков может отличаться на тысячи лет, и можно отметить, что на Новоромановской писанице художники работали минимум в трёх стилях.
© АиФ / Павел Казаков
Уникальные рисунки являют себя не сразу. Например, эту окуневскую личину без контура лица почти невозможно разглядеть на заросших камнях. Она состоит лишь из двух глаз, поперечной линии, символизирующей татуировку, и рта. Такие рисовали 4 тыс. лет назад лишь на юге Хакасии скотоводы бронзового века.
© АиФ / Павел Казаков
Изображение лестницы на Новоромановской писанице сохранилось удивильно хорошо. Над ней изображён лось, стоящий на двух ногах.
© АиФ / Павел Казаков
Редкое для России изображение человеческой фигуры. Подобных пока больше не нашли нигде, кроме как на скалах Новоромановской писаницы. Нечто похожее есть только в Средней Азии.
© АиФ / Павел Казаков
К сожалению, для писаных скал угрозу представляют не только вода, морозы. ветер, лишайники и мхи. На легкодоступных участках сотрудникам музея-заповедника часто приходится делать генеральные уборки, собирая мусор за местными жителями. В этот раз пришлось оставить часть десанта на берегу Новоромановской.
© АиФ / Павел Казаков
Местами берег Томи напоминает берег фьорда. И вдоль скал на север от Новоромановской писаницы мимо Висячего камня можно попасть на Тутальскую писаницу.
© АиФ / Павел Казаков
Научный сотрудник «Томской писаницы» Ирина Русакова рассказывает об уникальных рисунках на писанице Висячий камень.
© АиФ / Павел Казаков
На Висячем камне кроме изображений лосей, сердцевидные личины и маска «шамана», у которого отчётливо видны рога.
© АиФ / Павел Казаков
Лось на Висячем камне выбит поверх сердцевидных личин.
© АиФ / Павел Казаков
Изображение личины с рогами может иметь ритуальное значение. Шаманов, когда её выбили на скале, не было, но с духами в племени древних кочевников уже явно кто-то общался.
© АиФ / Павел Казаков
Уникальное изображение человека с телом в форме огурца выбито на Висячем камне. Публикуется впервые.
© АиФ / Павел Казаков
Научный сотрудник музея-заповедника «Томская писаница» Ирина Аболонкова показывает, как полимеры помогают изучать наскальную живопись.
© АиФ / Павел Казаков
С помощью современных материалов учёные делают факсимильные оттиски наскальных рисунков. Пулчается так натурально, что коллеги думают, будто археологи вырезают куски скал и привозят на конференции. От камня полимерную копию можно отличить лишь по весу.
© АиФ / Павел Казаков
С помощью современных материалов выполнен оттиск ещё одной уникальной личины Притомья. Уникальность её в том, что она единственная в Кузбассе.
© АиФ / Павел Казаков
Учёные полагают, что это изображение женщины (под головой изображена грудь), но так как личина чётко повторяет контуры черепа, она могла символизировать общение с миром мёртвых.
© АиФ / Павел Казаков
Неизвестные петроглифы с берегов Томи
Самый известный комплекс петроглифов находится на скале возле деревни Писаная. Именно там располагается музей-заповедник «Томская писаница».
© АиФ / Павел Казаков
Побережье Томи с перепадами высот в сотню метров за тысячи лет исхожено вдоль и поперёк. И сегодня люди продолжают жить там, где ходили сибиряки каменного века.
© АиФ / Павел Казаков
К некоторым петроглифам можно подобраться только с воды, или спустившись сверху, но это даже лучше: чем труднодоступнее петроглифы, тем дольше они сохранятся.
© АиФ / Павел Казаков
Научный сотрудник музея-заповедника «Томская писаница» Александр Сизёв рассказывает о результатах работы археологов возле речки Долгой, которая впадает в Томь. Там успели наследить все поколения сибиряков, начиная с рубежа каменного и бронзового веков.
© АиФ / Павел Казаков
Стоянки древних европеоидов, кочевавших вдоль Томи с севера на юг и обратно, есть как у самой кромки воды, так и на вершинах прибрежных скал. Можно оценить, каким видом наслаждались наши предки.
© АиФ / Павел Казаков
Новоромановская писаница открыта сравнительно недавно. Её изучением кузбасские учёные занимаются всего около 55 лет. Археологам десятилетия назад о рисунках на скалах напротив деревни Новороманово рассказали местные жители.
© АиФ / Павел Казаков
Изображение шестиногого лося на Новоромановской писанице одно из самых редких. Это небесный лось из легенд Хантов и Манси, которого не могла догнать даже стрела седьмого сына верховгого бога Нуми-Торума, которым был Мир-Суснэ-Хум - «За миром наблюдающий человек».
© АиФ / Павел Казаков
Один из сыновей Нуми-Торума - медведь или Когтистый Старик. На этом изображении можно разглядеть сразу трёх медведей вокруг лося. На Новоромановской писанице вообще больше всего изображений медведей
© АиФ / Павел Казаков
Изображения лося - самое распространённое на скалах Притомья.
© АиФ / Павел Казаков
Лоси на Новоромановской писанице - всевозможных форм и размеров. Большинство изображений исполнено методом контурной выбивки.
© АиФ / Павел Казаков
Возраст рисунков может отличаться на тысячи лет, и можно отметить, что на Новоромановской писанице художники работали минимум в трёх стилях.
© АиФ / Павел Казаков
Уникальные рисунки являют себя не сразу. Например, эту окуневскую личину без контура лица почти невозможно разглядеть на заросших камнях. Она состоит лишь из двух глаз, поперечной линии, символизирующей татуировку, и рта. Такие рисовали 4 тыс. лет назад лишь на юге Хакасии скотоводы бронзового века.
© АиФ / Павел Казаков
Изображение лестницы на Новоромановской писанице сохранилось удивильно хорошо. Над ней изображён лось, стоящий на двух ногах.
© АиФ / Павел Казаков
Редкое для России изображение человеческой фигуры. Подобных пока больше не нашли нигде, кроме как на скалах Новоромановской писаницы. Нечто похожее есть только в Средней Азии.
© АиФ / Павел Казаков
К сожалению, для писаных скал угрозу представляют не только вода, морозы. ветер, лишайники и мхи. На легкодоступных участках сотрудникам музея-заповедника часто приходится делать генеральные уборки, собирая мусор за местными жителями. В этот раз пришлось оставить часть десанта на берегу Новоромановской.
© АиФ / Павел Казаков
Местами берег Томи напоминает берег фьорда. И вдоль скал на север от Новоромановской писаницы мимо Висячего камня можно попасть на Тутальскую писаницу.
© АиФ / Павел Казаков
Научный сотрудник «Томской писаницы» Ирина Русакова рассказывает об уникальных рисунках на писанице Висячий камень.
© АиФ / Павел Казаков
На Висячем камне кроме изображений лосей, сердцевидные личины и маска «шамана», у которого отчётливо видны рога.
© АиФ / Павел Казаков
Лось на Висячем камне выбит поверх сердцевидных личин.
© АиФ / Павел Казаков
Изображение личины с рогами может иметь ритуальное значение. Шаманов, когда её выбили на скале, не было, но с духами в племени древних кочевников уже явно кто-то общался.
© АиФ / Павел Казаков
Уникальное изображение человека с телом в форме огурца выбито на Висячем камне. Публикуется впервые.
© АиФ / Павел Казаков
Научный сотрудник музея-заповедника «Томская писаница» Ирина Аболонкова показывает, как полимеры помогают изучать наскальную живопись.
© АиФ / Павел Казаков
С помощью современных материалов учёные делают факсимильные оттиски наскальных рисунков. Пулчается так натурально, что коллеги думают, будто археологи вырезают куски скал и привозят на конференции. От камня полимерную копию можно отличить лишь по весу.
© АиФ / Павел Казаков
С помощью современных материалов выполнен оттиск ещё одной уникальной личины Притомья. Уникальность её в том, что она единственная в Кузбассе.
© АиФ / Павел Казаков
Учёные полагают, что это изображение женщины (под головой изображена грудь), но так как личина чётко повторяет контуры черепа, она могла символизировать общение с миром мёртвых.
© АиФ / Павел Казаков