Для чего нужен уголь? Странный вопрос - конечно, для отопления либо в иных промышленных целях. И вряд ли кто знает, что им можно рисовать. Да еще потрясающие картины, как это делает Валентина Петухова, художница из Белова.
О том, как ей пришла идея использовать для рисования угольную крошку, почему её картины расходятся как горячие пирожки и как увлечь современного ребёнка творчеством, она рассказала корреспонденту «АиФ в Кузбассе».
В унисон краю
Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Валентина, как давно вы рисуете и как родилась идея использовать угольную крошку? Где её берёте?
Валентина Петухова: Я, наверное, родилась с карандашом в руках. А если серьёзно, рисую, сколько себя помню. Причём рисовала всё подряд и чем только могла: карандашами, фломастерами, красками, мелками, землёй, глиной, мылом. Хорошо помню свой первый урок в художественной школе. Я пошла учиться туда ещё совсем маленькой. Мы рисовали утку, а потом разложили все рисунки на полу, и учитель спросил у ребятишек, какой рисунок им больше всего нравится. Все почему-то показали на мой. Так началась моя история в искусстве.
Идея использовать для создания картин угольную крошку пришла накануне Дня шахтёра в 2012 году. Захотелось удивить чем-то - это всё-таки наш «национальный» праздник. А чем славится наш край? Углём! Задумалась, как его можно использовать в творчестве. Живу я в частном доме с печкой. Сходила в сарай, набрала угля, раскрошила его молоточком. Чем не новый материал для рисования?
- Расскажите подробнее о технике. Как вы наносите крошку на картину? Она не сыплется?
Эта технология незатратная, но требует усидчивости и определённых навыков. На проработку углём нарисованной карандашом картины уходит около трёх дней. Кстати, научиться этому не сложно - ребятишки, которые ходят ко мне на занятия, быстро осваивают технику и с удовольствием рисуют.
- В основном вы рисуете тяжёлую технику, которая работает на разрезах и шахтах. Почему? Тоже дань шахтёрам?
- Я живу в угольном городе Белове. В часе езды от нас находятся крупнейшие разрезы. Не раз видела тяжёлую технику огромных размеров, которая не может не вызывать восторга! Только 220-тонный БелАЗ, рядом с которым человек просто муравей, чего стоит! Угольная крошка гармонично сочетается с такой тематикой. Пробовала рисовать пейзажи, животных, портреты, но техника получается лучше всего.
- Сколько картин уже нарисовали? Были у вас выставки?
- Я давно сбилась со счёта. Картин, наверное, уже более двухсот. Но вы удивитесь – дома нет ни одной, все сразу расходятся на подарки или собраны в тематические выставки. В наш город часто приезжают гости – представители промышленных предприятий, чиновники, много самых разных делегаций. Всегда стараемся оставить им память о нашем крае. Приятно, что мои картины разъехались не только по всей России, их забрали во Францию и Германию. Как только начала рисовать, не раз принимала участие в выставках, посвящённых Дню шахтёра. А в 2017 году участвовала в областной выставке-конкурсе «Шахтёрский характер» и получила диплом лауреата I степени в номинации «Произведения из угля и камня». Кстати, картина, за которую вручили этот диплом, была одной из моих любимых. Она называется «220 тонн энергии», на ней я изобразила погрузку угля в огромный БелАЗ. Рисовала её с такой отдачей!
Карандашом да пластилином не удивить
- Техника рисования с помощью угольной крошки - исключительно ваша находка. Можно сказать, изобретение. Не планируете его запатентовать? Будете ли ещё экспериментировать с материалом?
- К сожалению, до патента руки не дошли, но планирую. Действительно, в такой технике больше никто не рисует. Конечно, теперь у меня уже много последователей - учу этому детей.
Мой опыт перенимают другие муниципальные творческие организации. Мне советовали попробовать в качестве материала золу и песок, но эти техники давно известны.
- Валентина, в последнее время фраза «угольный край» в Кузбассе вызывает много негатива: засилье разрезов, испорченные земли, плохая экология. Зачем прославлять это?
- Наш край давно и прочно связан с углём. Раньше такой труд уважали, прославляли человека труда. В основном работали на шахтах, а не разрезах, там гораздо бережнее относились к природе и экологии. В последние десятилетия с появлением множества разрезов и «чёрных» копателей отношение к угольной промышленности изменилось. Тем не менее здесь трудятся наши отцы, мужья и братья. И труд их достоин уважения. О том, что я люблю свой край, говорят и названия моих картин: «Симфония труда», «Ночная смена», «Вахта» и др.
- Вы руководите студией декоративно-прикладного творчества, работаете с ребятишками.
Интересно ли сейчас детям такое направление? И как прививать любовь к творчеству?
- К нам в основном ходят дети, живущие в частном секторе. Я стараюсь их заинтересовать чем-то новеньким. Сейчас современных детей не удивишь, если просто положишь перед ними карандаш или пластилин. Нужно постоянно что-то искать. Мы, например, вместе с детьми занимаемся ассамбляжем. Это создание картин с помощью самого разного мусора и ненужных вещей: семечки, косточки, сломанные бусины, сушёные шкурки от овощей и фруктов. В общем, берём то, что давно лежит где-то в самом дальнем углу, приносим, включаем фантазию и создаём картину. Приклеиваем всё это на картон или ДВП. Очень нравится детям стеклянная мозаика - это тоже моя авторская техника. У меня дома скопилось множество флаконов из-под духов, выбрасывать жалко: столько ярких бутылочек!
Задумалась, как использовать в творчестве. Разбила на кусочки и приклеила на стекло от фоторамки. Получилось очень красиво! Показала своим ребятишкам - им безумно понравилось. Что интересно, техника совершенно безопасная, за все годы её применения у меня ни один ребёнок не порезал палец! Мы используем бутылочное стекло, кусочки битой посуды. Учу детей технике изонити с использованием пайеток и бусин. Эта техника известна давно - вышивка на картоне. Но вот использовать что-то для украшения никто не решался. А нам понравилось! Может быть, прочитав эту статью, и читатели попробуют со своими детьми сделать что-то интересное. И наверняка создадут что-то удивительное!