Примерное время чтения: 7 минут
287

По заводам и разрезам. В 2025 году в Кузбассе ждут 50 тысяч промтуристов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ в Кузбассе №42 18/10/2023
В 2022 г. Кузбасс посетили 9000 промышленных туристов, к концу этого года ожидается 20 тысяч.
В 2022 г. Кузбасс посетили 9000 промышленных туристов, к концу этого года ожидается 20 тысяч. Министерство туризма Кузбасса

Среди туристов Кузбасс известен горнолыжным курортом. Но главного, что это промышленный регион, никакой Шерегеш не перебьёт. «Промизюминками» — заводами и угольными разрезами теперь пытаются завлекать гостей. Как это получается — в материале «АиФ в Кузбассе».

«Сами напрашиваются»

В Кемеровской области с 2021 г. развивается промышленный туризм. Идея не сугубо кузбасская. Этот вид отдыха продвигают Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Минпромторг — вовлекают в проект регионы, промышленные предприятия, туристические фирмы.

Казалось, на благодатной промышленной почве Кузбасса инициатива должна была сразу прижиться. Но не тут-то было. «В 2021 г. не все верили. Говорили: “Да зачем нам — у нас и так всё отлично… У нас режимный объект. Профориентацию проводим — нам и этого достаточно”», — вспоминает зампред правительства Кузбасса вопросам культуры, спорта и туризма Сергей Алексеев. Тогда согласились попробовать лишь единицы — «Кузбассразрезуголь», кемеровский завод «Азот» и сыроварня Лобановых.

«Конечно, были скептически настроены: мы являемся объектом 1-2 класса опасности. И приводить людей, водить по площадке — большая ответственность, — рассказывает генеральный директор КАО «Азот» Андрей Вишневский. — Если спросите, достигли ли мы результатов в этом проекте, то, на мой взгляд, сейчас говорить об этом рано: за 2,5 года нас посетило всего 4 тыс. человек».

Экскурсии предприятие проводило и раньше, но несистемно, хаотично, большого запроса со стороны жителей Кузбасса не ощущалось. «Сегодня никого не зовём — сами напрашиваются. Количество запросов таково, что мы не способны той инфраструктурой, что есть на предприятии, обработать и удовлетворить все», — отмечает Вишневский.

Турпоток на разрезы тоже растёт. По данным заместителя директора по связям с общественностью УК «Кузбассразрезуголь» Марии Пименовой, в сравнении с 2021 г. туристов стало в десять раз больше: «Собственными силами не вытянули бы. Большую часть работы (по формированию групп, доставке и пр.) берёт на себя туроператор. Это удобно, так как для нас это непрофильный вид деятельности. Мы только готовим пропуска и СИЗы, проводим экскурсию».

Для имиджа, а не доходов

В октябре на международный туристический форум «Промприём» в Кемерово приехали участники из 20 регионов России, а также из Беларуси и Узбекистана. На вопрос, зачем эта суета с туристами нужна самим предприятиям, одни говорили, что это имиджевая история: люди привыкли, что трубы завода чадят в городе, а сходят на экскурсию и узнают, что там всё экологично. Другие отмечали, что туризм — один из инструментов борьбы за кадры. Приводили даже пример: в 2021 г. школьник побывал на заводе, влюбился в него, закончил 12-месячные курсы и уже работает.

При этом большинство промышленников признаёт: доходов от туристов не имеет. «Пока даже не задумываемся о монетизации. Наверное, придём чуть позже, когда посчитаем, что уже сделанное близко к эталону», — рассказал представитель «Азота», где экскурсии сейчас бесплатные.

Пожалуй, самую внушительную цифру назвал представитель белорусского БелАЗа Алексей Грачёв: в 2015 г. выручка от экскурсий составляла 2,2 млн руб., в 2022 г. — уже 18,3 млн. «Направление способно окупить себя и не нести для предприятия практически никаких затрат», — уверяет он. Белорусский опыт впечатлил участников форума: восемь лет назад на «БелАЗе» приняли 12 тыс. туристов, сейчас — более 50 тыс. В Кузбассе такого же количества планируется достичь только к 2025 г. и не по одному предприятию, а по всему региону. В Беларуси гостям не просто рассказывают о предприятии, а предлагают покататься на самосвале и попробовать себя оператором гигантской машины. Старый музей уже не устраивает — начали строить музейный комплекс с интерактивной, исторической и детской зонами.

На разрезе «Кедровском» организован музей карьерной техники.
На разрезе «Кедровском» организован музей карьерной техники. Фото: Министерство туризма и молодежной политики Кузбасса

Кузбассовцы тоже не стоят на месте, ищут свои «фишки». Например, на разрезе «Кедровском» организован музей карьерной техники, а на «Азоте» есть единственный в Кузбассе фонтан, который задействован в действующем технологическом процессе (и оборудование охлаждает, и гостей развлекает). По словам Сергея Алексеева, направление набирает популярность и сейчас к программе в Кузбассе подключились уже более 65 предприятий. В планах — начать водить гостей в рудную шахту уже в этом году (компания «Евраз» сейчас готовит заключение о безопасности для туристов). «Кузбассразрезуголь» хочет добавить в экскурсионную программу экополигон, чтобы наглядно показывать разницу между действующим угольным карьером и рекультивированным.

Как попасть на завод?

Главный вопрос у потенциальных туристов — как попасть на промэкскурсию. Чтобы прийти в музей или театр, достаточно зайти на сайт, узнать там цену и расписание, оплатить билеты. А чтобы отыскать информацию о промышленных экскурсиях, нужно попотеть. Есть онлайн-путеводитель, разработанный АСИ, «Все — на завод», но там информация только про четыре кузбасских промтура, да и цена не у всех указана. Некоторые предприятия, как «Кузбассразрезуголь» или «Евраз», работают с туроператорами — такой способ хотя и накладнее для кошелька туриста, но понятнее (нежели звонить и договариваться с предприятием самим). Есть ещё трёхдневные туры с большим количеством экскурсий, питанием и проживанием, они стоят от 17 тыс. руб. и подходят больше для гостей из других регионов.

В целом информирование о промтурах оставляет желать лучшего. В АСИ анонсировали мобильное приложение. Сейчас в нём только экскурсии по Москве, вскоре обещают включить Кузбасс. Возможно, с мобильным приложением запись на экскурсии и цены станут понятнее.

Сколько стоит экскурсия на завод?

  • От 9 000 руб. — космодром Восточный (Амурская область),
  • 800 руб. — Магнитогорский металлургический комбинат (Челябинская обл.),
  • 700 руб. — «Проморобот»: человекоподобные роботы (Пермский край),
  • 650 руб. — экофабрика «Сибирский кедр» (Томская обл.),
  • бесплатно — атомная станция в Курчатове (Курская обл.), производство снегоходов в Рыбинске (Ярославская обл.), сборка судов (Санкт-Петербург).
Фото: АиФ/ Анна Иванова
 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах