В 2022 г. Кузбасс посетили 9000 промышленных туристов, к концу этого года ожидается 20 тысяч.Министерство туризма Кузбасса
Среди туристов Кузбасс известен горнолыжным курортом. Но главного, что это промышленный регион, никакой Шерегеш не перебьёт. «Промизюминками» — заводами и угольными разрезами теперь пытаются завлекать гостей. Как это получается — в материале «АиФ в Кузбассе».
«Сами напрашиваются»
В Кемеровской области с 2021 г. развивается промышленный туризм. Идея не сугубо кузбасская. Этот вид отдыха продвигают Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Минпромторг — вовлекают в проект регионы, промышленные предприятия, туристические фирмы.
Казалось, на благодатной промышленной почве Кузбасса инициатива должна была сразу прижиться. Но не тут-то было. «В 2021 г. не все верили. Говорили: “Да зачем нам — у нас и так всё отлично… У нас режимный объект. Профориентацию проводим — нам и этого достаточно”», — вспоминает зампред правительства Кузбасса вопросам культуры, спорта и туризма Сергей Алексеев. Тогда согласились попробовать лишь единицы — «Кузбассразрезуголь», кемеровский завод «Азот» и сыроварня Лобановых.
«Конечно, были скептически настроены: мы являемся объектом 1-2 класса опасности. И приводить людей, водить по площадке — большая ответственность, — рассказывает генеральный директор КАО «Азот» Андрей Вишневский. — Если спросите, достигли ли мы результатов в этом проекте, то, на мой взгляд, сейчас говорить об этом рано: за 2,5 года нас посетило всего 4 тыс. человек».
Экскурсии предприятие проводило и раньше, но несистемно, хаотично, большого запроса со стороны жителей Кузбасса не ощущалось. «Сегодня никого не зовём — сами напрашиваются. Количество запросов таково, что мы не способны той инфраструктурой, что есть на предприятии, обработать и удовлетворить все», — отмечает Вишневский.
Турпоток на разрезы тоже растёт. По данным заместителя директора по связям с общественностью УК «Кузбассразрезуголь» Марии Пименовой, в сравнении с 2021 г. туристов стало в десять раз больше: «Собственными силами не вытянули бы. Большую часть работы (по формированию групп, доставке и пр.) берёт на себя туроператор. Это удобно, так как для нас это непрофильный вид деятельности. Мы только готовим пропуска и СИЗы, проводим экскурсию».
Для имиджа, а не доходов
В октябре на международный туристический форум «Промприём» в Кемерово приехали участники из 20 регионов России, а также из Беларуси и Узбекистана. На вопрос, зачем эта суета с туристами нужна самим предприятиям, одни говорили, что это имиджевая история: люди привыкли, что трубы завода чадят в городе, а сходят на экскурсию и узнают, что там всё экологично. Другие отмечали, что туризм — один из инструментов борьбы за кадры. Приводили даже пример: в 2021 г. школьник побывал на заводе, влюбился в него, закончил 12-месячные курсы и уже работает.
При этом большинство промышленников признаёт: доходов от туристов не имеет. «Пока даже не задумываемся о монетизации. Наверное, придём чуть позже, когда посчитаем, что уже сделанное близко к эталону», — рассказал представитель «Азота», где экскурсии сейчас бесплатные.
Производство крепёжных материалов для угольщиков в Кемерове
Пожалуй, самую внушительную цифру назвал представитель белорусского БелАЗа Алексей Грачёв: в 2015 г. выручка от экскурсий составляла 2,2 млн руб., в 2022 г. — уже 18,3 млн. «Направление способно окупить себя и не нести для предприятия практически никаких затрат», — уверяет он. Белорусский опыт впечатлил участников форума: восемь лет назад на «БелАЗе» приняли 12 тыс. туристов, сейчас — более 50 тыс. В Кузбассе такого же количества планируется достичь только к 2025 г. и не по одному предприятию, а по всему региону. В Беларуси гостям не просто рассказывают о предприятии, а предлагают покататься на самосвале и попробовать себя оператором гигантской машины. Старый музей уже не устраивает — начали строить музейный комплекс с интерактивной, исторической и детской зонами.
Кузбассовцы тоже не стоят на месте, ищут свои «фишки». Например, на разрезе «Кедровском» организован музей карьерной техники, а на «Азоте» есть единственный в Кузбассе фонтан, который задействован в действующем технологическом процессе (и оборудование охлаждает, и гостей развлекает). По словам Сергея Алексеева, направление набирает популярность и сейчас к программе в Кузбассе подключились уже более 65 предприятий. В планах — начать водить гостей в рудную шахту уже в этом году (компания «Евраз» сейчас готовит заключение о безопасности для туристов). «Кузбассразрезуголь» хочет добавить в экскурсионную программу экополигон, чтобы наглядно показывать разницу между действующим угольным карьером и рекультивированным.
Как попасть на завод?
Главный вопрос у потенциальных туристов — как попасть на промэкскурсию. Чтобы прийти в музей или театр, достаточно зайти на сайт, узнать там цену и расписание, оплатить билеты. А чтобы отыскать информацию о промышленных экскурсиях, нужно попотеть. Есть онлайн-путеводитель, разработанный АСИ, «Все — на завод», но там информация только про четыре кузбасских промтура, да и цена не у всех указана. Некоторые предприятия, как «Кузбассразрезуголь» или «Евраз», работают с туроператорами — такой способ хотя и накладнее для кошелька туриста, но понятнее (нежели звонить и договариваться с предприятием самим). Есть ещё трёхдневные туры с большим количеством экскурсий, питанием и проживанием, они стоят от 17 тыс. руб. и подходят больше для гостей из других регионов.
В целом информирование о промтурах оставляет желать лучшего. В АСИ анонсировали мобильное приложение. Сейчас в нём только экскурсии по Москве, вскоре обещают включить Кузбасс. Возможно, с мобильным приложением запись на экскурсии и цены станут понятнее.
Сколько стоит экскурсия на завод?
От 9 000 руб. — космодром Восточный (Амурская область),
800 руб. — Магнитогорский металлургический комбинат (Челябинская обл.),
700 руб. — «Проморобот»: человекоподобные роботы (Пермский край),
650 руб. — экофабрика «Сибирский кедр» (Томская обл.),
бесплатно — атомная станция в Курчатове (Курская обл.), производство снегоходов в Рыбинске (Ярославская обл.), сборка судов (Санкт-Петербург).
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.