Не все детские неврологические болезни можно предотвратить (например, ДЦП или наследственные формы эпилепсии), но невролог Ирина Скрипюк уверена: есть состояния, риск которых реально снизить.
Врач рассказала kuzbass.aif.ru на что родителям обратить внимание в развитии ребёнка, какие болезни самые распространённые и почему дети не спят в детских садах.
Мозг особенно пластичный
Анна Городкова, kuzbass.aif.ru: Ирина Вадимовна, как понять, что с ребёнком что-то не так? На что стоит обращать внимание и в каком возрасте? Просто иногда говорят: «Ой, он у меня не ползает в восемь месяцев, весь в папу, тот тоже поздно начал».
Ирина Скрипюк: Главное правило — прислушиваться к себе. Если у мамы или папы есть тревога, лучше обсудить её с педиатром. Педиатр при необходимости направит к неврологу.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) публикует «окна достижений развития» для детей. Если ребёнок не сидит в шесть месяцев — это не катастрофа. Но есть «красные флаги», при которых стоит показать ребёнка специалисту: отсутствие уверенного контроля головы в 4–5 месяцев, невозможность переворачиваться в шесть месяцев, не сидит с поддержкой в девять месяцев; не стоит с опорой в 12 месяцев; не ходит к 18 месяцам; нет лепета к 9–10 месяцам, нет слов к 18 месяцам.
— Правда ли, что если вовремя обратиться и лечиться, то несложную неврологию можно вылечить до 3 лет, а если нет, то это серьёзно и надолго?
— В неврологии редко говорят «вылечить», чаще — «помочь развиваться максимально полно».
До трёх лет мозг ребёнка отличается высокой нейропластичностью: нервные клетки активно образуют новые связи, зоны мозга могут брать на себя функции других. Поэтому именно ранние вмешательства — физиотерапия, ЛФК, логопедическая помощь, работа с психологом и дефектологом — имеют наибольшую эффективность.
Если же время упущено, тоже можно помочь, но путь будет дольше и сложнее. Поэтому ранняя диагностика и коррекция — ключевой фактор.
— Иногда ребёнку до года никакой диагноз не ставят, а потом вдруг внезапно, например, ДЦП. Почему так бывает?
— ДЦП — не «внезапное» заболевание. Это стойкое нарушение развития мозга, чаще всего связанное с гипоксией, инфекциями или травмой в перинатальном периоде.
Но первые месяцы жизни мозг ещё незрелый, и клинические проявления могут быть минимальными и неспецифичными. Иногда врачи ждут динамику, чтобы не поставить диагноз преждевременно. В среднем диагноз «детский церебральный паралич» устанавливается ближе к 1,5–2 годам, когда становится очевидно, что двигательные навыки не формируются так, как должны.
Сейчас в мире тенденция не ждать окончательного диагноза, а сразу начинать раннюю помощь детям группы риска. Это улучшает прогноз.

Помогите справиться со стрессом
— Когда ребёнок дома спит днём, в саду нет. Почему такое бывает и что делать?
— Это распространённая ситуация, связанная с разницей обстановки, режимов и индивидуальных особенностей. Дома привычная кроватка, ритуалы и родители рядом, а в саду — шум, новые дети, воспитатель, свет, другая постель. Это мешает расслаблению. Также сон у детей раннего возраста ещё неустойчив, влияют и педагогические моменты: воспитатели следят за группой, но не всегда могут обеспечить индивидуальный подход. Некоторые дети протестуют и отказываются спать.
Что делать родителям: постарайтесь согласовать домашний и садиковый режимы, договоритесь с воспитателями о небольших «сигналах ко сну» (тихая музыка, сказка, приглушённый свет); отправьте ребёнку с собой знакомую вещь (любимый плед, игрушку, маленькую подушку); перед садом создавайте спокойный настрой, проговаривайте, что сон там — это нормально и безопасно.
Детям 3–5 лет в среднем требуется 11–13 часов сна в сутки. Если ребёнок не спит в саду, важно компенсировать это более ранним ночным укладыванием.
К врачу стоит обратиться, если отсутствие сна сопровождается постоянной раздражительностью, дневной утомляемостью, проблемами концентрации или ночными нарушениями сна.
— Ребёнок пошёл в первый класс и стал неадекватно себя вести. Отчего так?
— Первый класс — это огромный стресс. Резко увеличивается количество правил и обязанностей, исчезает дневной сон, нужно много сидеть, концентрироваться, сокращается физическая активность, повышается тревожность «получится/не получится».
В школе ребёнок старается «держать лицо», а вечером дома, где безопасно, может случаться срыв: плач, капризы, истерики. Это естественная реакция адаптации.
Помогает чёткий режим, достаточный сон, отдых без гаджетов, поддержка родителей.
Дефицит врачей
— Какие неврологические болезни, на ваш взгляд, самые распространённые, но от которых родители могут уберечь своих детей заранее?
— Самые частые причины обращений к детскому неврологу — головные боли, последствия черепно-мозговых травм, задержка речевого и психомоторного развития, энурез, СДВГ. Часть этих проблем действительно можно предотвратить или хотя бы снизить риски.
Да, есть заболевания, которые полностью предотвратить невозможно — это особенности развития нервной системы. Но многое зависит от среды: сна, питания, безопасности, раннего обращения к врачу. И здесь роль родителей огромна.
— Почему хороших детских неврологов днём с огнём не сыщешь?
— Это правда — проблема есть, и она системная. По данным Минздрава, в России сейчас не хватает более 23 тысяч врачей и около 63 тысяч среднего медперсонала. И этот дефицит особенно заметен в педиатрии, где нужны узкие специалисты: детские кардиологи, психиатры, и, конечно, неврологи.
Ситуация осложняется тем, что количество выпускников ординатуры по неврологии снижается: ещё несколько лет назад их было около 1200 в год, сейчас — примерно 1000. А ведь это общая цифра по всей стране, и далеко не все идут именно в детскую практику.
В итоге в поликлиниках остаётся очень мало специалистов, нагрузка на них колоссальная. Иногда один невролог вынужден вести приём на несколько десятков тысяч детей — представляете, какая это очередь? В регионах запись к детскому неврологу может быть расписана на месяцы вперёд.
Счётная палата прямо указывает: кадровый дефицит в детской службе критический. Система старается его сокращать — вводят целевую подготовку, льготы, жильё для врачей. Но на подготовку детского невролога уходят годы, и быстрых решений здесь, к сожалению, нет.
Иногда один невролог вынужден вести приём на несколько десятков тысяч детей.
Какие болезни можно предотвратить?
- Травмы головы. Бытовые и уличные травмы из-за велосипеда, мопеда, самоката — один из ведущих факторов инвалидности у детей, и это то, на что родители реально могут повлиять.
- Головные боли. Часто они связаны с образом жизни: недосып, гаджеты до ночи, редкие приёмы пищи, недостаток воды.
- Энурез. Важно не наказывать ребёнка и не ждать, что он «сам перерастёт». Чем раньше родители обратятся к врачу, тем проще помочь.
- Задержка развития. Здесь очень важен ранний скрининг. Если вовремя заметить «красные флажки» и начать раннюю помощь, прогноз гораздо лучше.
- СДВГ. Его нельзя предотвратить полностью, но снизить проявления помогают правильная организация режима, поддержка в школе и дома, д 791 остаточная физическая активность.
Главный вопрос
От родителей детей инвалидов часто слышим: нам неврологи сразу сказали, что ребёнок будет «овощем», но мы всё равно решили его лечить... Что лучше: сказать правду или дать ненужную надежду?
— Фраза «ваш ребёнок будет овощем» недопустима. Она травмирует и не имеет ничего общего с медицинской этикой.
Врач обязан говорить правду, но с уважением и тактом. Мы можем объяснить, что заболевание тяжёлое и потребуется много усилий для ухода и реабилитации. Но при этом важно подчеркнуть: даже при тяжёлых диагнозах всегда есть шанс улучшить качество жизни ребёнка, помочь ему развить доступные навыки.
Дети обладают огромным потенциалом к развитию, и нередко прогноз оказывается лучше, чем ожидалось. Родители должны получать честную информацию, но вместе с этим — поддержку, а не отказ.
Невролог Танеева назвала самую частую причину головокружений
Невролог Бычковская перечислила вред здоровью от ночных рабочих смен
В КемГМУ впервые состоялся Всероссийский конгресс неврологов