Примерное время чтения: 10 минут
900

Не услуга, а помощь. Медицина должна быть доступна для людей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ в Кузбассе №25 19/06/2019
В больницы региона регулярно поступает новое оборудование. К примеру, юным пациентам Анжеро-Судженска больше не нужно ехать во взрослую поликлинику, чтобы пройти УЗИ.
В больницы региона регулярно поступает новое оборудование. К примеру, юным пациентам Анжеро-Судженска больше не нужно ехать во взрослую поликлинику, чтобы пройти УЗИ. Пресс-служба Администрации Кемеровской области

О том, насколько был необходим радикальный подход и каковы первые результаты медицинской реформы, рассказала заместитель губернатора по социальным вопросам Елена Малышева.

Пора выйти из кризиса

Елена Ивановна, мы видим, что медицина региона меняется. Почему возникла необходимость в применении новых подходов к системе здравоохранения Кузбасса?

– Сегодня нам приходится реагировать накопившиеся годами серьёзные проблемы. Причём лучше говорить о каждой конкретной больнице и разбираться в каждом отдельном случае. Но ясно одно: медицина должна быть доступной для людей. Когда я пришла на должность заместителя губернатора, передо мной встал главный вопрос: как переданные в 2017 г. в государственное управление медицинские учреждения, ранее находившиеся в местном самоуправлении, оказались в таком плохом материально-техническом положении? Так не могло получиться вдруг. Значит, местные власти не уделяли должного внимания медицине.

Есть и исключения. Могу отметить, к примеру, Междуреченск, где здравоохранение получало необходимую поддержку, и ряд других территорий. Но в целом состояние дел в переданных муниципалитетами государству учреждениях оставляет желать лучшего. Много недостроенных зданий. Например, около 10 лет стоит почти готовый корпус инфекционной больницы на улице Волгоградской в Кемерове. В него вложены огромные деньги, но он так и не введён в строй.

Серьёзная проблема – оснащение медучреждений современным оборудованием. Мне часто в качестве контраргумента приходилось слышать отсылку к модернизации системы здравоохранения 2008 г. Амортизация оборудования происходит за пять-семь лет. Если мы модернизировали его десять лет назад, но не заключили сервисные контракты на его поддержание, не обновляли, не имеем единого графика ремонтов и элементарных реестров оборудования с указанием на его состояние и степень изношенности, сегодня мы имеем большое количество не оснащённых должным образом больниц. Необходимо делать полный аудит и инвентаризацию.

Ещё один серьёзнейший вопрос – это глобальная закредитованность большого количества кузбасских больниц, работающих в системе ОМС. Долги перед поставщиками, обеспечивающими деятельность учреждений коммунальными услугами, лекарственными препаратами, расходными материалами, продолжают расти. А в некоторых организациях кредиторская задолженность появилась и по фонду оплаты труда.

Есть ещё и кадровая проблема...

– Кадровый голод есть во всех отраслях и почти во всех субъектах федерации. Проработав в медицинской системе РЖД, я сталкивалась с проблемой кадрового дефицита, но, как правило, она была свойственна удалённым территориям. Однако в Кузбассе не хватает специалистов и в ведущих учреждениях, даже в самых современных и оснащённых. Нужно над этим думать, искать и предлагать новые средства решения этой проблемы.

Зачем нужна вертикаль?

С чем связана проблема нехватки нужных препаратов, врачей, методов лечения в больницах?

– В больницах нехватка ресурсов возникает из-за неплатежей поставщикам. Такой дефицит стал активно проявляться как раз с 2018 г. Это проявилось бы сильнее, но губернатор своим распоряжением выделил здравоохранению дополнительные 900 млн руб. Деньги полностью пошли на поддержку учреждений с критической кредиторской задолженностью. В середине мая 2019 г. Сергей Цивилев распорядился влить в систему ОМС до конца года для финансирования медорганизаций Кузбасса около 1,8 млрд руб.. Это поможет выровнять ситуацию в здравоохранении, но только при переходе на эффективное управление каждой медицинской организацией. А это уже работа и ответственность каждого главного врача.

Вот в Прокопьевске, например, в больничном комплексе есть различные отделения и возможность развиваться, но они накопили критическую кредиторскую задолженность, свыше 100 млн руб. Такая же ситуация в Топках и Белове. Упомянутым инструментом увеличения норматива помочь мы не можем. Нужно провести объединение подразделений, чтобы в их состав вошли поликлиники. Тогда можно будет поднять подушевой норматив на прикреплённое население и скорую медицинскую помощь. Стационары получают финансовые средства из ОМС или бюджета по результатам лечения каждого пациента.

В других местах и с другими больницами может быть по-другому, поэтому областному департаменту охраны здоровья населения приходится буквально вручную заниматься с каждым учреждением. Поэтому мы говорим не о реформировании системы, а о поиске инструментов для возвращения в рабочее состояние всех медорганизаций. По действующему законодательству регион может увеличить норматив только тем учреждениям, которые имеют в своём составе поликлиники или отделения оказания скорой медпомощи.

В общественном мнении антикризисные меры, к которым вы прибегаете, выглядят как реорганизация и простое объединение медицинских учреждений. Как оптимизация.

– Для организации в Кузбассе комплекса современной медицины мы применяем новые эффективные подходы. Например, проводим вертикализацию служб по всему региону: кардиологической, онкологической и фтизио-пульмонологической. В первую очередь это разработка и внедрение единой методологии работы, единых стандартов медицинской помощи. Например, чтобы прекрасно развитую систему кардиологической помощи в Кемерове распространить на весь Кузбасс. Потому что больницы и врачи по региону по качеству и доступности помощи сильно отличаются. На юге области нет кардиодиспансера, чтобы вести пациента от и до. Различаются методологии, что даёт разные результаты, разные показатели заболеваемости, смертности. Вертикализация обеспечивает также единство технического оснащения. Всё это призвано обеспечить наилучшие результаты в оказании медицинской помощи людям.

Почему необходима вертикализация онкологической службы? Сегодня в современной онкологии существует более 600 схем лекарственной противоопухолевой терапии, определяемых разными клиническими ситуациями. В Кузбассе в прошлом году применялось около 200 схем. В настоящее время мы добились внедрения почти 500. Мы должны обеспечить высококачественную медицинскую помощь для всех пациентов, по всему региону. По единым методологическим подходам, в соответствии с современными стандартами. Для этого в первую очередь и осуществляется вертикализация, когда под единым руководством и контролем осуществляется весь процесс от диагностики до лечения.

Дорог каждый врач

Сокращения собственно медицинских кадров в таких случаях не предполагается?

– У нас сегодня такой кадровый дефицит среди врачей, что говорить о каком-то сокращении медицинских работников нереально, бессмысленно. Мы вынуждены заниматься привлечением кадров не только из регионов Сибири, но и из Центрального федерального округа. Начали реализацию программы формирования кадрового резерва. До 1 июля идёт этап подачи заявок, отбора кандидатов, их самоподготовки и последующего комиссионного рассмотрения для подготовки в самих больницах. В конце мая станет известно, сколько заявится кандидатов в управленческий кадровый резерв. Осенью мы проведём слушания в виде экзамена на соответствие требованиям к попаданию в резерв.

У нас есть региональная программа по привлечению врачей и фельдшеров дефицитных специальностей. С 2019 г. каждый приезжающий для работы в больницах специалист получает единовременную выплату в 1 млн руб. Кроме выплаты специалисты должны быть обеспечены жильём, такую задачу главам муниципалитетов поставил губернатор. Список дефицитных специальностей закреплён документами департамента охраны здоровья населения, но каждое медицинское учреждение может заявить о собственных потребностях. Ответственность в обеспечении каждой конкретной больницы кадрами – задача главного врача. Мы, региональная власть, даём для этого работающие инструменты.

Стандартные претензии пациентов к системе здравоохранения – это неэффективность оказываемой помощи, медлительность, бюрократия. Каким образом планируете устранять эти недостатки?

– Это проблема всей системы здравоохранения страны. Мы её хорошо понимаем, и видим решение в том, чтобы вернуться к оказанию не медицинской услуги, а медицинской помощи населению. Начинать нужно с понимания работы врачей и потребностей пациентов. Когда оно будет меняться, начиная с регистратуры, где пациентов должны встречать улыбкой, с внедрения технологий электронных очередей, и заканчивая обучением этике и деонтологии. В первую очередь нужно внимание к человеку. И мы этим занимаемся. Приходится, конечно, решать эту проблему по частям, отдельными задачами.

Безусловно, мы сталкиваемся с равнодушием медицинского персонала. Нужны большие усилия, чтобы его преодолеть. Оно появляется из-за нехватки кадров, перегруженности, занятости своими проблемами, в силу ощущения нестабильности. Поэтому всегда говорю главным врачам: обсуждайте с персоналом, что мы делаем, что будет сделано. Говорить нужно и с общественностью по поводу проводимых мер, и с руководителями местного самоуправления. Мы – за максимальную открытость. Сама постоянно выезжаю в больницы, общаюсь с пациентами, врачами, жителями и главами муниципалитетов. Выступаю за то, чтобы доносить информацию до людей, чтобы между всеми участниками процесса был честный разговор.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах