По данным ДОМ.РФ, за девять месяцев 2024-го банки предоставили россиянам 1,1 миллиона ипотечных кредитов - на 26% меньше, чем годом ранее. По мнению многих экспертов, снижение произошло из-за существенного роста ключевой ставки и отмены ряда льготных ипотечных программ. При этом фактический объём ввода жилья в нашей стране по итогам января-сентября сохранил положительную динамику, превысив уровень трёх кварталов 2023-го на 2%.
О том, как в сложившихся обстоятельствах ведут работу производители строительных материалов, «АиФ в Кузбассе» поговориол с первым вице-президентом холдинга «Сибирский цемент» Геннадием Рассказовым.
Потребление снижается
Анна Городкова, «АиФ Кузбасс»: Геннадий Константинович, уходящий год был напряжённым для стройкомплекса. Перемены, в том числе связанные с повышением ключевой ставки Центробанка, ощутили и кузбассовцы. С какими результатами заканчиваете строительный сезон?
Геннадий Рассказов: За девять месяцев 2024-го на пяти заводах компании произведено 4,4 млн тонн цемента - это соответствует аналогичному показателю прошлого года. В том числе расположенный в Кемеровской области Топкинский завод выпустил 1,7 млн тонн продукции, что ниже результата января-сентября 2023-го на 4%. За 12 месяцев, по предварительным расчётам, мы выпустим около 5,3 млн тонн цемента «против» 5,5 млн в прошлом году.
Сокращение объёма производства объясняется снижением спроса. Если во второй половине 2023-го отмечался настоящий бум строительства, а потребление цемента в августе-ноябре росло двузначными цифрами, то строительный сезон 2024-го характеризируется падением ёмкости рынка. Причём негативные тенденции в Сибири ярко проявились в летние месяцы, которые традиционно считались периодом пиковых нагрузок для предприятий отрасли.
- Почему спрос на базовый стройматериал снижается?
- Сегодня цементная промышленность испытывает влияние различных факторов. В их числе рост ключевой ставки Банка России, замедляющий развитие стройиндустрии. Подобное уже происходило в недавней истории нашей страны. Думаю, многие помнят, как в декабре 2014 года ключевая ставка ЦБ выросла до 17% и лишь в феврале 2015-го начала снижаться. Это привело к существенному падению темпов строительных работ, в итоге рынок цемента просто «завалился», его постепенное восстановление началось лишь спустя три с половиной года. Такой сценарий не исключён и теперь.
Однако необходимо отметить: за последние годы отечественный строительный комплекс накопил определённый запас прочности. Пока жилищное строительство не сбавляет оборотов. И есть надежда, что к лету следующего года ставка рефинансирования начнёт снижаться, а рынок цемента - оживать.
- Сколько цемента потребят в Сибири и за её пределами в 2024 году? Можно ли дать прогноз на более длительный срок, скажем, на 10 лет?
- В прошлом году ёмкость цементного рынка Сибири в её прежних границах (с учётом Бурятии и Забайкалья) оценивалась примерно в 6,8 млн тонн, по итогам 2024-го ожидаем снижения на 1,5-2%. В целом по России, скорее всего, будет зафиксирован рост примерно на том же уровне. Его обеспечат регионы Центрального и Южного федеральных округов, где темпы строительства остаются очень высокими.
Что касается прогнозов на более длительный срок, сделать их достаточно сложно. Пока в РФ отсутствуют механизмы, позволяющие обеспечить объективное планирование и прогнозирование потребностей в цементе на средне- и долгосрочную перспективу. Это негативно сказывается на производителях, не имеющих возможности корректно формировать дорогостоящие программы модернизации и ремонта оборудования, а также на потребителях, которые в случае резкого увеличения спроса не получат продукцию вовремя. Чтобы свести риски к минимуму, мы анализируем доступную информацию из открытых источников. Оценивая стоимость инвестиционных проектов, утверждённых для регионов Сибири до 2035 года, получаем примерно 18 триллионов рублей. Если они действительно будут реализованы, это даст мощный импульс развитию цементной отрасли, позволит увеличить спрос.
Инфляция давит?
- Цементным заводам компании растущая нагрузка будет по силам?
- В 2023 году наши производственные мощности были загружены на 61%, прогнозный показатель для 2024-го - 59%. Так что потенциал заводов велик. Чтобы сохранить его, мы ведём масштабную модернизацию, поддерживаем оборудование в технически исправном состоянии. За 20 лет работы холдинг, основанный в 2004 году, направил на реализацию инвестиционной программы примерно 47,1 млрд руб. (с учётом НДС и стоимости объектов лизинга). Затраты на ремонт оборудования за тот же период - 40,2 млрд руб.
Объём финансовых ресурсов, выделенных на модернизацию предприятий в 2024-м, составит около 5,9 млрд руб., годом ранее он был равен 3,35 млрд руб. Затраты на ремонт и техобслуживание оборудования достигнут 7,4 млрд руб. (в 2023-м - 5,7 млрд).
К сожалению, разница в цифрах отражает не только рост объёма выполненных работ, но и инфляцию издержек, связанную с колоссальным удорожанием оборудования, комплектующих, запасных частей. Увеличиваются и другие затраты. Например, дважды - в декабре 2023-го и июле 2024-го - индексировались тарифы на газ, цена которого в итоге увеличилась на 22,3%. Тариф на железнодорожные перевозки с 1 декабря прошлого года проиндексирован на 10,75%.
- Кстати, о железной дороге. В РЖД заявляют, что обеспечивают грузоотправителей порожними вагонами в необходимом количестве, однако сложности с доставкой грузов усугубляются. Как справляетесь с ними?
- В последние годы мы сталкиваемся с проблемами в работе железнодорожного комплекса. Как следствие, доля отгрузок цемента железнодорожным транспортом снизилась, по данным НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», с 72% в 2007 году до 39% в настоящее время.
В октябре текущего года, несмотря на сезонное снижение спроса на цемент, его производители столкнулись с новыми сложностями, связанными с заадресовкой порожнего подвижного состава и приёмом груза к перевозке. Благодаря эффективной работе транспортно-логистического подразделения холдинга - компании «КузбассТрансЦемент», в парке которой более 5000 вагонов, - нам удаётся свести негативные последствия происходящего к минимуму, но с каждым днём делать это всё сложнее.
Один из вариантов решения проблемы - развитие автодоставки. В этом году собственные автоцементовозы компании доставляют продукцию не на 300-400 км, как было раньше, а на 500 и более. По прогнозам, в 2024-м они привезут заказчикам около 820 тыс. тонн строительного материала.
Да, автологистика обходится на 20-25% дороже железнодорожной, но пока альтернативы нет.
- Растут производственные издержки, увеличиваются транспортные расходы… Получается «удержать» инфляцию? Не страдают ли от неё сотрудники заводов?
- Работа в условиях жесточайшей конкуренции - рынок Сибири открыт сегодня не только производителям из соседних федеральных округов, но и поставщикам из Казахстана, а также ищущим новые рынки сбыта заводам Узбекистана - приучила нас использовать любую возможность для того, чтобы обеспечивать максимальную эффективность оборудования, повышать производительность труда. В соответствующих проектах активно участвуют представители всех предприятий: в компании набирает обороты рационализаторское движение, авторы лучших идей и предложений получают финансовое вознаграждение.
Чтобы инфляция меньше сказывалась на реальных доходах сотрудников, мы регулярно индексируем заработную плату. Так, в ноябре прошлого года она выросла на 10%, в феврале текущего года - на 12%. Следующее 10%-ное повышение запланировано на февраль 2025-го.
Кроме того, на предприятиях холдинга действуют различные меры поддержки работников и ветеранов. Помощь в оплате первого взноса по ипотечному кредиту, дополнительные выплаты к отпуску, возможность получить образование, в том числе высшее, за счёт компании - эти и многие другие решения позволяют сделать жизнь сибцемовцев комфортнее.