Примерное время чтения: 8 минут
266

Потенциал сибирского цемента. Задача - обеспечить потребителей продукцией

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ в Кузбассе № 47 20/11/2024
Топкинский завод выпустил за январь-сентябрь 2024 года 1,7 млн тонн цемента.
Топкинский завод выпустил за январь-сентябрь 2024 года 1,7 млн тонн цемента. Холдинговая компания «Сибирский цемент»

По данным ДОМ.РФ, за девять месяцев 2024-го банки предоставили россиянам 1,1 миллиона ипотечных кредитов - на 26% меньше, чем годом ранее. По мнению многих экспертов, снижение произошло из-за существенного роста ключевой ставки и отмены ряда льготных ипотечных программ. При этом фактический объём ввода жилья в нашей стране по итогам января-сентября сохранил положительную динамику, превысив уровень трёх кварталов 2023-го на 2%.

О том, как в сложившихся обстоятельствах ведут работу производители строительных материалов, «АиФ в Кузбассе» поговориол с первым вице-президентом холдинга «Сибирский цемент» Геннадием Рассказовым.

Потребление снижается

Анна Городкова, «АиФ Кузбасс»: Геннадий Константинович, уходящий год был напряжённым для стройкомплекса. Перемены, в том числе связанные с повышением ключевой ставки Центробанка, ощутили и кузбассовцы. С какими результатами заканчиваете строительный сезон?

Геннадий Рассказов: За девять месяцев 2024-го на пяти заводах компании произведено 4,4 млн тонн цемента - это соответствует аналогичному показателю прошлого года. В том числе расположенный в Кемеровской области Топкинский завод выпустил 1,7 млн тонн продукции, что ниже результата января-сентября 2023-го на 4%. За 12 месяцев, по предварительным расчётам, мы выпустим около 5,3 млн тонн цемента  «против» 5,5 млн в прошлом году.

Сокращение объёма производства объясняется снижением спроса. Если во второй половине 2023-го отмечался настоящий бум строительства, а потребление цемента в августе-ноябре росло двузначными цифрами, то строительный сезон 2024-го характеризируется падением ёмкости рынка. Причём негативные тенденции в Сибири ярко проявились в летние месяцы, которые традиционно считались периодом пиковых нагрузок для предприятий отрасли.

- Почему спрос на базовый стройматериал снижается?

- Сегодня цементная промышленность испытывает влияние различных факторов. В их числе  рост ключевой ставки Банка России, замедляющий развитие стройиндустрии. Подобное уже происходило в недавней истории нашей страны. Думаю, многие помнят, как в декабре 2014 года ключевая ставка ЦБ выросла до 17% и лишь в феврале 2015-го начала снижаться. Это привело к существенному падению темпов строительных работ, в итоге рынок цемента просто «завалился», его постепенное восстановление началось лишь спустя три с половиной года. Такой сценарий не исключён и теперь.

Однако необходимо отметить: за последние годы отечественный строительный комплекс накопил определённый запас прочности. Пока жилищное строительство не сбавляет оборотов. И есть надежда, что к лету следующего года ставка рефинансирования начнёт снижаться, а рынок цемента - оживать.

- Сколько цемента потребят в Сибири и за её пределами в 2024 году? Можно ли дать прогноз на более длительный срок, скажем, на 10 лет?

- В прошлом году ёмкость цементного рынка Сибири в её прежних границах (с учётом Бурятии и Забайкалья) оценивалась примерно в 6,8 млн тонн, по итогам 2024-го ожидаем снижения на 1,5-2%. В целом по России, скорее всего, будет зафиксирован рост примерно на том же уровне. Его обеспечат регионы Центрального и Южного федеральных округов, где темпы строительства остаются очень высокими.

Что касается прогнозов на более длительный срок, сделать их достаточно сложно. Пока в РФ отсутствуют механизмы, позволяющие обеспечить объективное планирование и прогнозирование потребностей в цементе на средне- и долгосрочную перспективу. Это негативно сказывается на производителях, не имеющих возможности корректно формировать дорогостоящие программы модернизации и ремонта оборудования, а также на потребителях, которые в случае резкого увеличения спроса не получат продукцию вовремя. Чтобы свести риски к минимуму, мы анализируем доступную информацию из открытых источников. Оценивая стоимость инвестиционных проектов, утверж­дённых для регионов Сибири до 2035 года, получаем примерно 18 триллионов рублей. Если они действительно будут реализованы, это даст мощный импульс развитию цементной отрасли, позволит увеличить спрос.

Фото: Топкинский цемент

Инфляция давит?

- Цементным заводам компании растущая нагрузка будет по силам?

- В 2023 году наши производственные мощности были загружены на 61%, прогнозный показатель для 2024-го - 59%. Так что потенциал заводов велик. Чтобы сохранить его, мы ведём масштабную модернизацию, поддерживаем оборудование в технически исправном состоянии. За 20 лет работы холдинг, основанный в 2004 году, направил на реализацию инвестиционной программы примерно 47,1 млрд руб. (с учётом НДС и стоимости объектов лизинга). Затраты на ремонт оборудования за тот же период - 40,2 млрд руб.

Объём финансовых ресурсов, выделенных на модернизацию предприятий в 2024-м, составит около 5,9 млрд руб., годом ранее он был равен 3,35 млрд руб. Затраты на ремонт и техобслуживание оборудования достигнут 7,4 млрд руб.  (в 2023-м - 5,7 млрд).

К сожалению, разница в цифрах отражает не только рост объёма выполненных работ, но и инфляцию издержек, связанную с колоссальным удорожанием оборудования, комплектующих, запасных частей. Увеличиваются и другие затраты. Например, дважды - в декабре 2023-го и июле 2024-го - индексировались тарифы на газ, цена которого в итоге увеличилась на 22,3%. Тариф на железнодорожные перевозки с 1 декабря прошлого года проиндексирован на 10,75%.

- Кстати, о железной дороге. В РЖД заявляют, что обеспечивают грузоотправителей порожними вагонами в необходимом количестве, однако сложности с доставкой грузов усугубляются. Как справляетесь с ними?

- В последние годы мы сталкиваемся с проблемами в работе железнодорожного комплекса. Как следствие, доля отгрузок цемента железнодорожным транспортом снизилась, по данным НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», с 72% в 2007 году до 39% в настоящее время.

В октябре текущего года, несмотря на сезонное снижение спроса на цемент, его производители столкнулись с новыми сложностями, связанными с заадресовкой порожнего подвижного состава и приёмом груза к перевозке. Благодаря эффективной работе транспортно-логистического подраз­деления холдинга - компании «КузбассТрансЦемент», в парке которой более 5000 вагонов, - нам удаётся свести негативные последствия происходящего к минимуму, но с каждым днём делать это всё сложнее.

Один из вариантов решения проблемы - развитие автодоставки. В этом году собственные автоцементовозы компании доставляют продукцию не на 300-400 км, как   было раньше, а на 500 и более. По прогнозам, в 2024-м они привезут заказчикам около 820 тыс. тонн строительного материала.

Да, автологистика обходится на 20-25% дороже железнодорожной, но пока альтернативы нет.

- Растут производственные издержки, увеличиваются транспортные расходы… Получается «удержать» инфляцию? Не страдают ли от неё сотрудники заводов?

- Работа в условиях жесточайшей конкуренции - рынок Сибири открыт сегодня не только производителям из соседних федеральных округов, но и поставщикам из Казахстана, а также ищущим новые рынки сбыта заводам Узбекистана - приучила нас использовать любую возможность для того, чтобы обеспечивать максимальную эффективность оборудования, повышать производительность труда. В соответствующих проектах активно участвуют представители всех предприятий: в компании набирает обороты рационализаторское движение, авторы лучших идей и предложений получают финансовое вознаграждение.

Чтобы инфляция меньше сказывалась на реальных доходах сотрудников, мы регулярно индексируем заработную плату. Так, в ноябре прошлого года она выросла на 10%, в феврале текущего года - на 12%. Следующее 10%-ное повышение запланировано на февраль 2025-го.

Кроме того, на предприятиях холдинга действуют различные меры поддержки работников и ветеранов. Помощь в оплате первого взноса по ипотечному кредиту, дополнительные выплаты к отпуску, возможность получить образование, в том числе высшее, за счёт компании - эти и многие другие решения позволяют сделать жизнь сибцемовцев комфортнее.

Фото: Топкинский цемент
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах