Примерное время чтения: 6 минут
110

В декабре цены вырастут на 1,1%, а в январе остановятся

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ Кузбасс 30/11/2011

– Лариса Валерьевна, чем можно объяснить скачок цен в декабре — одним лишь предпраздничным повышением спроса?

– Действительно, в декабре сам Бог велел подзаработать на праздничном ажиотаже, но есть и объективные причины.

Например, тарифы на электроэнергию повышаются раз в год и, как правило, с 1 января, а энергия в производстве, транспортировке, хранении и продаже любого товара играет значительную роль. Поэтому продавцы, зная, что закупочная стоимость следующего года будет выше, пользуются возросшим спросом и повышают цены уже в декабре.

Стоит отметить, что в августе — сентябре (впервые с 2008 года) цены у нас практически не менялись, рост составлял максимум 0,1 %. Но, по данным Росстата, инфляция за январь-ноябрь уже составила 5,9 %. Чтобы не превысить верхнюю границу официального прогноза — 7 % инфляции, в декабре ценам отведен рост на уровне максимум 1,1 %.

Колбаса дорожает, гречка дешевеет

– Производителям и продавцам ведь, по большому счету, никто диктовать цены не может — у нас же не плановая экономика. Может ли случиться так, что они не прислушаются к рекомендациям властей?

– В связи с переходом России на рыночные отношения в целом цены на продовольствие не регулируются, есть лишь отдельные виды товаров, на которые торговую надбавку определяет государство, например, табачные изделия или некоторые продукты местного производства, поэтому прогнозы делать сложно. Мы уже сейчас видим, что начали расти цены на колбасы, рыбу, яйца, сыр. Но, с другой стороны, дешевеют гречневая крупа, сахар, овощи местного производства.

– Чего ждать после новогодних каникул, какой тут прогноз цен?

– Одно можно сказать точно, что тарифы на услуги ЖКХ не вырастут с 1 января 2012 г. Такова установка правительства. Хотя их повышения все равно не избежать, и оно произойдет с 1 июля. Прогноз цен — сложный процесс, т. к. слишком много факторов будут влиять на уровень цен в России. По мнению аналитиков, ожидается падение мировых цен на продовольствие, и Россия не останется в стороне.

Что касается стоимости импортных товаров непродовольственной группы, то тут решающую роль будет играть вступление России в ВТО и снижение таможенных пошлин. Правда, моментального положительного эффекта россияне не почувствуют, однако сдерживания стоимости товаров можно ожидать. В целом можно дать и оптимистичный прогноз, но при условии, что не будет второй волны кризиса, возможность которой так горячо обсуждают сейчас аналитики в экономических и политических кругах. Если же она будет, нам не избежать снижения покупательской способности рубля, инфляции и роста цен.

Производителю — всего треть от цены

– Из чего складывается цена на продовольственные товары? Какую долю в ней занимают торговые наценки?

– На цену влияет то, как продукт движется от производителя к потребителю. Прежде всего, в нее входит себестоимость товара, в которую включены затраченные ресурсы: стоимость сырья, электроэнергии, зарплата. Также производители включают в цену прибыль и косвенные налоги. Далее на продукт накручивается снабженческо-сбытовая надбавка оптовиков и розничная наценка магазинов.

Если мы, к примеру, возьмем молоко, то расходы на сырье составят всего 4 %. 12 % в стоимости молока приходится на производственные затраты — переработку и упаковку, 10 % в цене составляет прибыль и 5 % — косвенные налоги. Остальное: 38 % — торговые издержки, такие как транспортные расходы, аренда, зарплата, и 31 % — прибыль оптового и розничного продавцов. Причем последняя цифра в разных товарах будет варьироваться: у свинины она составит уже 55 %, а у муки — 44 %.

– А 30 % накрутки от продавцов — это много или мало?

– Для России — это средний показатель, а для Запада 15 % — уже много. Там, к слову, сложилась традиционная структура надбавок на определенные виды товаров. Так, скажем, регламент на носки-рубашки — 15 %. К сожалению, у нас такой статистики нет. Впрочем, торгуя товарами первой необходимости — крупы, макаронные изделия, масла, которые пользуются большим спросом, зарабатывают на обороте, делая минимальную наценку.

Дальше не значит дороже

– Почему порой цены на товары местного производства такие же, как на привезенные из Подмосковья или импортные? Ведь транспортные расходы гораздо ниже.

– Это также связано с законами ценообразования и так называемым «эффектом масштаба производства». За счет больших объемов производители обеспечивают себе меньшие издержки. Разделите одни и те же расходы на партии из 1 тыс. и из 100 тыс. штук. Какой товар получится дешевле? Поэтому привезенные издалека товары могут быть даже дешевле местных.

– Но почему товары плохого качества у нас продаются по максимально возможным ценам? Скажем, купила я сапоги в элитном бутике, а на следующий день увидела такие же на китайском рынке раза в три дешевле…

– Недавно при проверке одного брендового магазина в Италии были обнаружены китайские подделки, правда, весьма хорошего качества. Кузбасс от таких случаев тем более не застрахован: Китай рядом, и наш рынок насыщен товарами из Поднебесной. К сожалению, даже в магазинах высокой ценовой категории нет гарантии, что товар там продается качественный. Защитить потребителя от обмана помогут только его собственный опыт и бдительность.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах