Д. Седова, Кемерово
По закону, деньги, которые управляющая компания собирает на техническое обслуживание, расходуются на содержание дома, оплату услуг дворника, технички, слесарей, а также на заработную плату работников управляющей компании. И скрывать, сколько денег обслуживающая организация потратила на ту или иную статью расходов, коммунальщики не имеют права. Они и не скрывают, однако, всегда найдут оправдание своему бездействию.
Ремонт раз в пятилетку
Например, управляющие компании обязаны проводить косметический ремонт в подъезде один раз в пять лет.
– Но ответственная управляющая компания не станет ждать, когда придет срок ремонта, а в течение года будет поддерживать и подъезды, и дворы в надлежащем состоянии, – говорит директор МАП «Жилкомцентр» Валентина ВЕЧКИЛЕВА. – Если хорошо содержишь дом, то и большой ремонт с большими затратами не будет нужен.
В новом доме, которому еще не исполнилось пяти лет, но которому уже требуется косметический ремонт, в порядок все приводить должны строители, т. к. новостройка находится на гарантийном обслуживании. Управляющая компания, добившись от строителей исправления ошибок, могла бы сэкономить свои средства, деньги жильцов. Но интереса к экономии денег у УК не наблюдается. У нас собственники квартир вынуждены ходить и обивать пороги управленцев с просьбами и мольбами обратить внимание на состояние их подъезда. На этот счет есть одно соображение: новым домом, как правило, управляет компания, подконтрольная строительной фирме, возводившей этот дом. А жильцы фактически не выбирают управляющую компанию, а заселяются туда, где она уже хозяйничает.
Денег не хватает
У руководителей управляющих компаний своя правда: по их мнению, только на первый взгляд кажется, что деньги за техническое обслуживание коммунальщики собирают огромные. На деле почти 12 руб. с квадратного метра им катастрофически не хватает.
– На эти деньги нам нужно купить все: начиная от ручки и заканчивая чистящими средствами. Нужно заплатить дворникам, техничкам, слесарям, электрикам, паспортистам и т. д. А еще сюда входит возмещение затрат на электроэнергию, воду. Например, общедомовой счетчик показывает потребление электроэнергии 100 кВт, жители подали показания своих счетчиков – 80 кВт, а заплатили всего за 65 кВт. Но ведь нам же надо поставщикам заплатить за всю поставленную электроэнергию! А где взять деньги? Вот и приходится за все платить за счет технического обслуживания. По моим сведениям, одна управляющая компания в Кемерове накопила такие долги перед поставщиками, что не в силах рассчитаться и собирается объявить себя банкротом, – рассказывает руководитель одной из управляющих компаний города Кемерово Евгений ЕРМОЛОВИЧ. – Люди говорят, что в ЖКХ все воруют. Да, воруют так же, как в любой другой сфере. Но у нас техничка получает 3 тыс. руб., и, если она унесет домой пачку «Пемоксоли» или тряпку какую-нибудь, мне ее уволить? А кто другой придет на такую заработную плату?
Создавать ТСЖ?
Каким образом помянутая управляющая компания накопила долги, из-за которых она теперь может стать банкротом, Евгений Ермолович не обмолвился ни словом. Ясно только, что погорит она не на растрате «Пемоксоли». Но это ничего: после банкротства коммерсанты начнут работать с чистого листа, правда, деньги жильцов и поставщиков того же электричества уже не вернешь.
Зато собственникам квартир и такой пример наглядно демонстрирует выгоды от сознательного управления своей собственностью: посещая собрания, дергая функционеров из управляющей компании, меняя управленцев как перчатки, можно добиться результатов. А создав ТСЖ, можно взять финансы в свои руки и избавиться от нахлебников, за которыми еще глаз да глаз нужен.