130

Мороженое и соя. Чем кузбасский производитель привлекает иностранца

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ в Кузбассе №35 26/08/2020
Кузбасское мороженое пользуется популярностью.
Кузбасское мороженое пользуется популярностью. Пресс-служба Администрации Кемеровской области

О том, что Кузбассу пора слезать с угольной «иглы» и диверсифицировать экономику, не высказался только ленивый. На фоне этих слов августовская новость о том, что регион почти вдвое увеличил экспорт мороженого, выглядит оптимистичной: ну вот, можем же!

Какие ещё кузбасские товары востребованы за границей и могут ли они стать подушкой экономической безопасности в условиях падения спроса и цен на уголь, разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».

ТОП-3 продуктов на вывоз

«По итогам 2019 г. Кузбасс экспортировал продукцию агропромышленного комплекса на сумму 314,9 млн долларов. Это на 43,1 млн долларов (или на 15,87%) больше, чем в 2018 г., когда объём сельскохозяйственного экспорта составил 271,8 млн долларов», - рассказал министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса Андрей Ариткулов. По его словам, наибольшей популярностью за рубежом пользуются вафли, печенье, конфеты, шоколад, батончики, бисквиты и прочая кондитерка. В прошлом году прирост по ним составил 17-18% по сравнению с 2018 г. В номинальном выражении это 145 тыс. тонн кондитерской продукции на сумму 251 млн долларов. Кузбасские сладости заказывают не только постсоветские Казахстан, Киргизия и Белоруссия, но и Китай, Германия, Израиль. На втором месте по популярности на международном рынке мука. В прошлом году её экспорт увеличился в 2,8 раза: за границу (в Китай и Северную Корею) вывезли почти 15 тыс. тонн муки на $5,5 млн. Замыкают топ-3 экспортируемых сельхозтоваров масличные культуры. Кузбасский климат оказался особенно благоприятным для выращивания рапса и сои, столь популярных в Китае. Их экспорт в Поднебесную составил 11,4 тыс. тонн на сумму $3,4 млн. «Перечисленные товары пользуются популярностью, так как кузбасские бренды не первый год на рынке и имеют репутацию качественного товара, - рассуждает о причинах популярности у иностранцев Андрей Ариткулов. - Например, брендом Кузбасса по праву можно считать «Яшкино», чьи кондитерские изделия пользуются большим спросом благодаря отличному вкусу, широкому ассортименту и хорошей логистике».

Чем помог нацпроект

В 2020 г. к этому списку, похоже, добавится мороженое. Новость о том, что Кузбасс вдвое увеличил экспорт этого лакомства, удивила многих. И главный вопрос: кому за границей оно так полюбилось? 528 тонн заказала Монголия, 13 тонн - Китай. Общая сумма заказа составила почти 921 тыс. долларов. «Кузбасское мороженое полюбилось жителям Монголии за оптимальное сочетание качества и цены. Особой популярностью пользуются экзотические варианты мороженого из перетёртых малины и облепихи, а также «Сибирский уголь» - мороженое чёрного цвета», - объясняет Андрей Ариткулов. Лакомство выпускает компания «НК-Групп» на новокузнецком и кемеровском хладокомбинатах под брендом «Снежный городок». Предприятие входит в число 18 экспортёров, зарегистрировавшихся в Кузбассе.

В 2019 г. в регионе в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» стартовал региональный проект «Экспорт продукции АПК в Кузбассе». Его цель - помочь местным производителям продвинуться на мировые рынки. По признанию министра, чаще всего у кузбасских производителей при реализации своей продукции за рубеж возникают трудности, связанные с неразвитой логистикой, оформлением документов, высокой стоимостью транспортных услуг. Но, видимо, находятся пути решения этих проблем, раз кузбасские власти взяли планку - к 2024 г. довести объём сельскохозяйственного экспорта до 510,6 млн долларов в год.

Как избавиться от зависимости

 - В основном Кузбасс экспортирует топливно-энергетические товары (в 2019 г. их доля доходила до 78,3%), на втором месте металлы и изделия из них - 16,8%. На третьем продукция химической промышленности - 2,4%. И лишь на прочие виды, вероятно, в том числе и на мороженое, приходится оставшиеся 2,5%. Это совсем не много, - констатирует кандидат экономических наук Юрий Буланов. Он полагает, что за счёт несырьевых товаров с угольной «иглы» слезть можно, но нужно набраться терпения - понадобится не один год. В качестве примера такой диверсификации он приводит Тюменскую область. «Изначально это был крупнейший поставщик углеводородов. Однако от фатальной сырьевой зависимости регион смог избавиться. Там сейчас идёт настоящая индустриальная революция. Частные инвестиции стали драйвером экономического роста: во многих отраслях запустили масштабные промышленные производства и создали новые рабочие места.

В десятке лучших открытие завода по производству фанеры, комплекса по выращиванию и переработке бройлеров, завода по переработке пшеницы, товарно-молочного комплекса. Особого внимания заслуживает проект «Металлургический завод «Электросталь Тюмени» производительностью 550 тыс. тонн товарного металлопроката в год. Общий индекс промышленного производства в регионе, несмотря на мировой тренд снижения цен на углеводороды в 2019 г., вырос и составил 106%, областной бюджет исполняется с профицитом 34 млрд руб. Это как раз тот случай, когда наследие советской экономики, усиленное сырьевой обеспеченностью, грамотно и ответственно трансформируется в показатели социально-экономического роста региона», - рассуждает Юрий Николаевич. В 2019 г. Кузбасс продал угля на 11,6 млрд долларов, а сельхозпродукции - на 315 млн долларов, то есть в 37 раз меньше. Надо очень сильно постараться, чтобы печеньками, мороженым и соей догнать уголь.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах