На выставке «Уголь России и майнинг» прошло заседание комиссии Госсовета по направлению «Энергетика». Ключевым вопросом стал технологический суверенитет угольной отрасли. Разбирались журналисты «АиФ в Кузбассе».
Ушли от импорта?
Замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников начал с позитивной статистики: несмотря на ситуацию в мире, в 2022 г. угольщики сохранили уровень добычи и вывоза своей продукции. В этом году положительная тенденция сохраняется. «Добыча угля в России по итогам пяти месяцев превысила 162 млн тонн, экспорт - 83 млн тонн, что выше показателя аналогичного периода 2022 г. на 2% и 1,9% соответственно», - отметил замминистра.
«Уголь России и майнинг»-2023 в Новокузнецке
О том, как компании приспосбливаются к новым условиям, рассказали участники заседания. Главный механик АО «СУЭК» Александр Стебнев сообщил, что доля импортной техники на подземных работах составляет практически 100%, на открытых - 50%. «Компания испытывает сложности с обслуживанием импортного оборудования и с сокращением предложений на рынке высокопроизводительного оборудования и комплектующих», – отметил он. Чтобы обслуживать зарубежные машины, в компании развивают собственное сервисное направление. «Надо не просто ремонтировать существующее оборудование, а разрабатывать отечественное. Поэтому специалисты направили в российские компании техзадания по разработке оборудования по требованию СУЭК», – говорит Стебнев.
Местные машиностроители, наоборот, по-прежнему сетуют на то, что кузбасские угольщики не балуют их заказами. В частности, на это жаловался руководитель завода ЗИМ, выпускающего монорельсовые машины для шахт. Директор ООО «ТоргИнвест» Дмитрий Емелин (производит взрывобезопасное оборудование, электродвигатели и проч.) отмечает, что вся продукция предприятия является технологичной, прорывной, полностью изготавливается из отечественного сырья и комплектующих. Выпускать и продавать такие аппараты, по его словам, - непростая задача. Поэтому он предлагает обязать всех потребителей РФ покупать продукцию отечественного машиностроения. И лишь при отсутствии таковой разрешать покупать технику в дружественных странах.
За год новые машины не изобрести и не внедрить. А существующие предложения российских производителей не удовлетворяют требования угольщиков. Видимо, поэтому в обход запретов добывающие компании продолжали в 2022 г. завозить технику из-за границы, причём активнее, чем прежде. Сергей Мочальников рассказал, что доля импортного оборудования на угольных предприятиях в 2022 г. не только не сократилась, но и существенно выросла. «С одной стороны, это радует: угольная промышленность нашла, что ей нужно для устойчивого развития. С другой стороны, говорит о том, что технологический суверенитет пока не заработал», - отметил замминистра.
Будет испытано у нас
Чтобы отрасль всё-таки переходила на отечественные рельсы, Минэнерго и Минпромторг подготовили перечень технических заданий из 78 позиций на то горно-шахтное оборудование, по которому имеется критическая зависимость от импорта. В настоящее время машиностроительные организации ведут научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Как отметил Сергей Мочальников, угольщики своими силами уже научились делать более 400 наименований запчастей и комплектующих к работающей у них импортной технике. «Этот колоссальный опыт, накопленный угольными компаниями и их машиностроительными подразделениями, необходимо использовать для ускорения запуска работы всех 78 технических заданий», – считает замминистра.
Испытания опытных образцов намечены на 2024 год. Площадку для испытаний предложили открыть в Кузбассе. Прежде эту работу проводили за рубежом, так как отсутствовала собственная техническая база. «На базе Юргинского машиностроительного завода и института ВостНИИ создадим центр для испытания нашей продукции, и никакая заграница будет не нужна. ВостНИИ обеспечивает комплексное научное, техническое и информационное сопровождение горной отрасли, это крупнейший научный институт, который отвечает за безопасность угольной промышленности», – рассказал о планах губернатор Сергей Цивилев.
Аналог госплана
Глава региона также поручил сформировать отраслевой заказ на 10 лет. Схема во многом напоминает советский госплан. По задумке, все предприятия области должны подать заявку в НОЦ «Кузбасс» о том, сколько и к какому сроку им нужно людей, машин и механизмов. «Сегодня каждый работает сам по себе, на свой страх и риск, бессистемно. И без организующей роли государства нам эту ситуацию не решить. С отраслевым заказом мы станем одной командой, которая будет понимать, что и когда делать. При такой организации можем сделать технологический рывок», – считает Сергей Цивилев.