ВТБ считает необходимым усилить контроль над дропперами – физлицами и компаниями, на счета которых выводятся средства, похищенные злоумышленниками из банков. Если дроппер попал в базу данных ЦБ, то нужно не только заблокировать его дистанционные каналы обслуживания, но и ограничить возможность снять деньги через отделения банков. Это позволит предотвратить их дальнейшее обналичивание. Об этом заявил заместитель президента – председателя правления ВТБ Анатолий Печатников в рамках ПМЭФ-2022.
По оценке ВТБ, эта мера наравне с обязательной блокировкой дистанционных каналов обслуживания дропперов из базы данных ЦБ позволит снизить их активность, в том числе в области социальной инженерии. Еще одной действенной мерой может стать ограничение возможности снятия денег со счетов дропперов в отделениях. По словам Анатолия Печатникова, средний чек операций дропперов сегодня уже превышает 250 тысяч рублей, и с начала прошлого года ВТБ выявил свыше 25 тысяч дропперов. В результате превентивной блокировки их счетов спасено более 1,5 млрд рублей.
ВТБ также предлагает усилить борьбу с подменными номерами и фишингом в интернете. По оценке банка, необходимо изменить процесс регистрации пользователей у операторов связи, подтверждая ее с помощью электронной подписи (УКЭП) или на портале Госуслуг (ЕПГУ). Это позволит исключить оформление виртуальных АТС с возможностью использования подменных номеров, поскольку конечный пользователь всегда будет идентифицирован. Подобная верификация необходима и при регистрации доменного адреса в интернете для оперативной блокировки мошеннических ресурсов. Как отметил Анатолий Печатников, ВТБ готовит соответствующие поправки к действующим нормативным актам и готовится направить их на рассмотрение в Правительство и Госдуму.
«ВТБ ведет большую работу по противодействию мошенничеству, активно взаимодействуя с регулятором. Ранее мы заявляли о необходимости создания единой базы дропперов и приостановки подозрительных переводов. Чтобы этот механизм был более эффективным, важно исключить все «лазейки», в том числе заблокировав возможное физическое обналичивание средств дропперов в офисе. В сфере телефонного мошенничества и фишинга мы считаем критично важным обеспечить полную идентификацию любого абонента или владельца интернет-ресурса. Это позволит клиентам в случае финансовых потерь предъявить претензии конкретному физическому или юридическому лицу. Соответствующие поправки мы сейчас обсуждаем с органами власти и рассчитываем, что они позволят в значительной мере решить вопрос финансового мошенничества, который давно стал одной из крупнейших угроз для банковского сектора», – заявил Анатолий Печатников.
По оценке ВТБ, с января по май этого года активность мошенников в социальных сетях снизилась в 12 раз по сравнению к аналогичному периоду прошлого года, при этом число телефонных атак продолжает расти. В мае банк зафиксировал их пиковую активность с начала года: число обращений клиентов в контакт-центр и чат банка о звонках злоумышленников выросло на 70% к апрелю, превысив 640 тысяч. С начала года банк предотвратил более 770 тысяч попыток злоумышленников совершить кражу денег со счетов клиентов. Это почти в 2 раза превышает результат пяти месяцев прошлого года. Общий объем спасенных средств клиентов ВТБ составил почти 12 млрд рублей.
ВТБ запускает стратегическую инициативу «Семейный капитал»
Для поддержки российской промышленности нужна единая платформа
В праздничные дни будут работать более 480 офисов ВТБ
В ВТБ более 30 тысяч клиентов оформили имущественный налоговый вычет онлайн
ВТБ профинансировал бизнес под «зонтичные» поручительства