После осеннего голосования лидеры «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ обратились в ЦИК России с требованием пересчитать голоса в Кемеровской и Ростовской областях. В последней председатель местного избиркома получил выговор. А про Кемеровскую область ни слова: ни о проверках результатов, ни о наказаниях должностных лиц не сообщается. Между тем кузбасские кандидаты, оказавшиеся по итогам подсчёта голосов за бортом, предъявляют документальные доказательства нарушений.
«Волшебные» итоги
Зинаида СТЕФАНОВИЧ была кандидатом в депутаты Мысковского горсовета по одномандатному округу от «Справедливой России». В её округе два участка. После подсчёта голосов Стефанович попросила выписать копии протоколов. И каково же было её изумление, когда она увидела официальные результаты голосования. По 557 участку общее количество проголосовавших выросло (в сравнении с выданными ей ранее протоколами) на 509 человек, а в пользу её оппонента Леонида КОНИНА стало на 421 голос больше. По 558 участку ситуация идентичная: у Конина вместо «протокольных» 197 голосов стало 741. Так цифры могут меняться, наверное, только по волшебству!
Похожая картина у Амиряна КАСАКИНА, кандидата от КПРФ в тот же горсовет. «На одном участке после подсчёта голосов меня даже поздравили с победой. Сразу протоколы не выдали, а когда наутро пришёл, уже были другие цифры», – рассказывает кандидат. В обоих случаях количество голосов выросло в пользу кандидатов от «Единой России», которые в итоге прошли в горсовет.
В мысковском избиркоме нам пояснили, что протоколы заполнены неверно: где-то подписи не расшифрованы, где-то нет даты, времени, адреса и прочих данных, которые по закону «Об основных гарантиях избирательных прав» обязана заполнять участковая комиссия. «Поэтому доводы об искажении данных итогов протоколов УИК № 557, 558, 560 не находят своего подтверждения и не соответствуют действительности», – делает вывод председатель территориальной избирательной комиссии Мысковского городского округа Алексей ГУРИН. Получается, что кандидатам на участках выдали «филькины грамоты», которые не имеют законной силы. Намеренно или по безграмотности?
Неубедительные доказательства?
Зинаида Стефанович обратилась в прокуратуру. «По закону «О выборах» первичные документы – бюллетени, списки избирателей, которые сейчас опечатаны, – избиркомы могут предоставить только по запросу суда или в следственные органы в случае возбуждения уголовного дела. Т. е. право прокурора истребовать опечатанные документы законодательно не закреплено. Поэтому мы направили материалы по этому заявлению в СК для проведения проверки в порядке уголовно-процессуального законодательства», – рассказал о работе с жалобой кандидата прокурор г. Мыски Олег ЗАРАТОВСКИЙ. А в Следственном комитете нам лаконично сообщили, что в возбуждении уголовного дела отказано.
Но такие ответы кандидата в депутаты не удовлетворили. В конце января Стефанович поддержали шесть членов избиркома с правом решающего голоса, которые работали в тот день на её участках. Они написали заявления в прокуратуру и Следственный комитет, настаивают на поднятии из архива итоговых протоколов, утверждают, что такие цифры они не подписывали. А чтобы на месте этим фактам уделили должное внимание, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий ГОРОВЦОВ написал обращения на имя генпрокурора Юрия ЧАЙКИ и главы СК Александра БАСТРЫКИНА.
Не застрахованы от ошибок
Удастся ли кандидатам доказать свою правоту? «Это война с ветряными мельницами, – считает политтехнолог Василий СТРЕКАЛОВ. – Но это вовсе не значит, что не нужно добиваться пересчёта голосов. Протоколов, в которых цифры отличаются от итоговых, по области несколько десятков. Обычно в суде у ответчиков два аргумента: ошибка при подсчёте голосов, человеческий фактор либо техническая ошибка при внесении данных в ГАС-выборы. В итоге суды признают выборы состоявшимися, т. к. результаты на одном участке не способны серьёзно повлиять на общую картину».
Независимо от того, удастся ли доказать свою правоту, ситуация Зинаиды Стефанович уже разрешилась: будут новые выборы, т. к. её оппонент Леонид Конин сложил полномочия депутата. Официальная причина – «по собственному желанию», которое совпало с проверками по обращениям Стефанович. Однако новые выборы уже вызывают сомнения: можно ли им доверять, если ошибки или поправки способны изменить результаты голосования до неузнаваемости?