На неделе сайт Кремля опубликовал список поручений президента: из 28 пунктов десять касаются будущего Кузбасса. Подробнее у «АиФ в Кузбассе».
Аэропорты и поезда
Президент сделал упор на развитие транспортной инфраструктуры: аэропортов, железной дороги, и автомобильной трассы.
По железной дороге надо решить три вопроса. Во-первых, утвердить индикативные (т. е. рекомендательные и необязательные) планы на 2024-2025 гг. с РЖД по вывозу угля из Кузбасса на экспорт, в том числе на восток. По словам губернатора Сергея Цивилева, в течение последних шести лет объём вывоза на восток был на одном уровне, в 2023 г. — 53 млн тонн. Документы на увеличение до 55 млн тонн в 2024 г. лежат на рассмотрении в федеральном правительстве.
Во-вторых, правительству РФ совместно с комиссией госсовета по энергетике (её возглавляет Цивилев) нужно ускорить формирование планов по развитию БАМа и Транссиба до 2030 г., включая реализацию третьего этапа Восточного полигона (отчёт предоставить до конца года).
В-третьих, до 1 марта 2024 г. президент ждёт доклад о создании Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Она должна пройти от порта Ямбург (в устье р. Обь, Ямало-Ненецкий АО) до китайского города Урумчи через Томск и Кемерово. Такой транспортный коридор позволит организовать движение напрямую в КНР, не пересекая границ Монголии и Казахстана, а также обеспечить более короткий выход к северным портам.
По автодорогам поручение — обеспечить не позднее 2024 г. завершение строительства Северо-Западного обхода Кемерова. Напомним, эту 47-километровую трассу начали строить в 2021 г. В сентябре открыли первый участок — по путепроводу возле пос. Звёздный. «Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы сохраняем высокий темп работ», — говорил тогда губернатор, пообещав, что целиком дорога откроется осенью 2024 г.
Времени не хватило?
Главная новость: президент продлил программу социально-экономического развития Кузбасса на шесть лет — до 2030 г. Напомним, первая версия СЭР была четырёхлетней, до 2024 г. По ней федеральные деньги (51 млрд руб.) выделялись на вышеупомянутые обход Кемерова (самый дорогостоящий) и строительство ВПП в аэропорту Леонова.
Также планировалось: в Новокузнецке — строительство школы и сетей газоснабжения для частного сектора, перевод на газ ТЭЦ, обновление городского транспорта, в Междуреченске — строительство больницы, в Кемерове — новый лабораторный корпус инфекционной больницы, в Шерегеше — инженерная и дорожная инфраструктура. Что-то сдано, как междуреченская больница. Но большинство планов не завершено. А по некоторым объектам (дорога, аэропорт и инфекционка) понадобились дополнительные поручения.
Пока не ясно, сколько денег и на какие новые проекты будет выделяться по продлённой программе СЭР. В Кемерове 17-23 ноября пройдёт научно-практическая конференция, посвящённая производительным силам Кузбасса. «На ней мы соберём все необходимые предложения для включения в программу СЭР до 2030 г.», — пообещал губернатор.
Продолжение курса
Ещё три доклада по Кемеровской области президент ждёт до конца года. Первый касается достройки Крапивинской ГЭС (с перспективой выделения федеральных денег на плотину и водохранилище). Второй — о компенсации затрат на присоединение к электросетям владельцам объектов в особой экономической зоне в Шерегеше. И третий — о завершении до 2025 г. мероприятий по обеспечению газом резидентов ТОР и ОЭЗ (в регионе шесть таких льготных территорий).
Пакет президентских поручений получился внушительным. Почему он вышел именно сейчас? «В сентябре прошли важные региональные выборы. На них население Кузбасса выдало очередной мандат региональной власти на последующий срок. Народ одобрил все те изменения, которые сейчас происходят в регионе. Это подстегнуло федеральную власть ещё масштабнее продолжить тот курс, который связан с разворотом на Восток России. Это продолжение уже взятого курса, и остаётся только радоваться переменам, которые идут и будут происходить в нашем регионе. В этом плане мы любимчики и счастливчики», — считает политолог, к. и. н. Андрей Полухин.