Больше прав – жильцам
По словам Ирины Гайденко, руководителя Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, с лицензированными коммунальщиками жителям будет проще иметь дело. Так, у домовладельцев появится право вето. Если надзорный орган решит лишить управляющую компанию лицензии либо она не получит лицензию в срок, об этом прежде всего узнают жильцы тех домов, которые она обслуживает, и муниципалитет. Собственники при этом в течение месяца могут провести собрание и большинством голосов принять решение, чтобы компания по-прежнему обслуживала их жильё. Конечно, это палка о двух концах, поэтому владельцам квартир необходимо быть особенно внимательными к тому, какие протоколы они подписывают. Иной раз и хорошо было бы избавиться от проштрафившейся фирмы.
Также лицензию аннулировать можно, если УК не устранила выявленное жилищной инспекцией нарушение: ГЖИ обращается в суд, суд налагает на УК наказание. В течение года достаточно получить два таких судебных решения, и компания будет лишена лицензии», – рассказала Ирина Гайденко. По новым правилам, должна исчезнуть и непосредственная форма управления. Собственники таких многоквартирных домов до 1 апреля должны либо создать ТСЖ, либо определиться с управляющей компанией. В противном случае муниципалитет устроит конкурс и на конкурсной основе определит УК.
Кому лицензии дадут?
Чтобы получить лицензию и право содержать жилые дома, руководитель управляющей компании должен пройти экзамен, который будет принимать лицензионная комиссия, и получить квалификационный аттестат. На одну треть такая комиссия должна состоять из членов общественных и саморегулируемых организаций, объединяющих предприятия ЖКХ, и на две трети – из представителей органов исполнительной власти. Чтобы сдать экзамен, претендентам предлагается выучить 200 вопросов, касающихся благоустройства, энергосбережения, озеленения, трудового законодательства и жилищного кодекса. За два часа они должны успеть ответить на 100 из них, и если 86 ответов окажутся верными, то экзамен будет сдан. Полученный квалификационный аттестат будет действителен в течение трёх лет, после этого его придётся заменить, снова сдав экзамены.
Однако успешно пройденный экзамен – это ещё не всё. После этого лицензионная комиссия проверит, хорошо ли УК выполняет свои обязанности, в порядке ли дома, которые она обслуживает, подаются ли в дома отопление, вода и газ. Вот только долги управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями при выдаче лицензий учитываться не будут.
Однако, по словам Александра Александрова, заместителя генерального директора СРО «Объединение предприятий ЖКХ «Регион42», эта проблема в скором времени должна решиться сама собой. Уже в 2015 году должен быть решён вопрос о том, чтобы за потребляемые ресурсы собственники платили непосредственно ресурсоснабжающим компаниям. «Эта проблема назрела давно, большинство директоров управляющих предприятий и сами рады избавиться от роли посредников между собственниками и ресурсниками», – утверждает Александр Николаевич.
Накажут директора
По мнению специалистов жилищной инспекции, серьёзной остаётся проблема с наложением штрафов на управляющие компании. Так, за нарушение правил содержания общего имущества (например, почтовых ящиков) должностному лицу грозил штраф всего 4-5 тыс. рублей – наказывать на такую смешную сумму просто бессмысленно. Штраф за то же нарушение на юридическое лицо составляет 40-50 тыс. рублей, однако довольно трудно проследить, из каких денег компания выплачивает эту сумму. Если штраф компания оплатит за счёт накоплений жильцов, которые предназначаются для оплаты капитального ремонта, то какое же это наказание для УК?
С введением лицензирования штрафы многократно возрастают. Если по новому закону юридическое лицо обязано будет заплатить 150-250 тыс. (сумма возрастает в пять раз), то штраф для должностного лица составит порядка 50-100 тыс. рублей (его сумма возрастает в 20 раз). Такие штрафы уже действительно эффективны, а отследить, из каких средств гасит штраф физическое лицо, намного проще. А потому в планах у жилищной инспекции наказывать за непорядок в обслуживании жилфонда конкретных руководителей, а не организации.