52

400 000 рублей за окна. Отстаивать свои права в суде нужно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ в Кузбассе №47 18/11/2020
Устанавливая окна, надо обязательно хранить все документы на них.
Устанавливая окна, надо обязательно хранить все документы на них. © / Екатерина Волкова / АиФ

Стеклопакеты покрылись льдом, окна продувает, от холода не спасают даже обогреватели. С наступлением морозов некоторые кузбассовцы столкнулись с такой проблемой. 

Так, в редакцию «АиФ в Кузбассе» обратился читатель Павел Титов из Новокузнецка и рассказал о своей проблеме: «У меня с советских времён была застеклённая лоджия. Но показалось, что старые деревянные рамы неэстетично выглядят, вот и поменял их в прошлом году на пластиковые. После этого уже сто раз пожалел: зимой не только стёкла замерзали, но и стены покрывались льдом, так что весной балкон пришлось просушивать обогревателем. Несколько раз звонил в фирму, но всё время получал ответ, что это происходит из-за разницы температуры на улице и в квартире. Сейчас, как только похолодало, всё заново началось».

В ситуации, когда ветер гуляет по квартире, разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».

Кто недостатки найдёт?

Как отмечает юрист Кирилл Стецко, в Кемеровской области ситуации в оконно-балконной сфере делятся на две группы — качество установленных окон и сроки изготовления.

- В первом случае, если недостатки существенные, от изготовителя можно требовать полного возмещения, а если несущественные - только их устранения или компенсации за ремонт. Ведь установка окон и балконов - это не купля-продажа, а выполнение работ, и регулируется совсем иными нормами закона о защите прав потребителей, - рассказывает юрист. Объём недостатков и их существенность определяет только экспертиза.

А вот сроки изготовления в договоре зачастую прописываются весьма хитро: считаются не календарные, а рабочие дни, указываются отдельные сроки на изготовление, доставку и установку; есть ограничения по температуре при монтаже. Собеседник рассказал, что однажды видел договор, согласно которому компания могла не устанавливать окна… вечно!

Какое решение примет суд?

- С жалобами на «плачущие», замёрзшие стеклопакеты кузбассовцы обращаются регулярно. Но таких стало гораздо меньше, чем 12-13 лет назад, когда услуга была популярна. Сейчас больше всего обращений поступает от пенсионеров, они жалуются на компании, которые предлагают отремонтировать стеклопакеты, поправить фурнитуру. Добросовестными назвать эти организации я не могу, потому что стоимость услуг бывает завышена в разы. Они заключают с потребителями договор, но к нему бывает сложно придраться, так как есть смета, полный набор информации, который потребитель видит ещё на стадии заключения. Одно дело, когда заключил договор, а услугу не предоставили - это явный обман. Другое - когда всё прописано в договоре, - рассказала начальник отдела защиты прав потребителей областного управления Рос­потребнадзора Татьяна Костарных. Она советует: если что-то смущает в документах, не нужно спешить их подписывать. Можно позвонить в консультационные центры и пункты для потребителей, которые работают на всех территориях области, и посоветоваться со специалистами.

Мало кто из обиженных покупателей отваживается вступать в судебную тяжбу - на это, видимо, и рассчитывают недобросовестные оконщики. А между тем смысл есть: недавно жительница Мариинска взыскала более 400 тыс. руб. за некачественные пластиковые окна. Как рассказал официальный представитель Мариинского городского суда Алексей Бушуев, летом 2018 года женщине установили в доме девять пластиковых окон, за которые она заплатила 120 тыс. руб. Но с приходом зимы стеклопакеты стали промерзать, подтекать, продуваться. В доме стало значительно холоднее, отчего хозяйке приходилось кутать ребёнка, опасаясь, что тот простудится, и чаще обычного топить печку.

Селянка дважды обращалась к бизнесмену с просьбой устранить недостатки, но тот её пытался убедить, что все проблемы из-за высокой влажности в доме. Тогда женщина обратилась к эксперту, а после его заключения, выявившего многочисленные нарушения, подала иск в суд. Судья также назначил строительно-техническую экспертизу, которая подтвердила дефекты и пришла к выводу, что эксплуатировать оконные блоки по прямому назначению невозможно. Суд постановил расторг­нуть договор купли-продажи и взыскать с индивидуального предпринимателя 395,8 тыс. руб. В сумму включили не только уплаченные за товар деньги, но и неустойку (120 тыс. руб.), штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя (125 тыс. руб.), компенсацию морального вреда (10 тыс. руб.), расходы на юриста. Ещё 30 тыс. руб. бизнесмену пришлось заплатить за судебную экспертизу и госпошлину.

Хотя, по мнению Кирилла Стецко, решение Мариинского суда - это скорее исключение, чем правило. Суд не снизил ни штраф, ни неустойку вопреки распространённой судебной практике.

Зачем хранить чеки?

- Будь то окна или иные крупные покупки, либо платежи за ЖКХ, нужно хранить документы - три года как минимум, а лучше дольше.

Очень часто документы попросту выкидывают месяца через два, - призывает юрист. В практике специалиста по судебным тяжбам был случай: компания перенесла базу данных из одной программы в другую, в результате чего информация по некоторым платежам была утеряна. И клиенты в новой системе стали числиться в качестве неплательщиков. Фирма обратилась в суд за взысканием.

- Рассерженные потребители яростно доказывали, что всё заплатили, но чеки выбросили. По-человечески им хотелось верить, но без документов ничего доказать нельзя, - вспоминает эксперт.

По его словам, потребуется и хорошая юридическая поддержка: самому защищать свои интересы, как правило, сложно. Если недостатки у полученного товара действительно есть, стоит найти хорошего эксперта, который сможет сделать правильное заключение. Тогда получить на руки положительное судебное решение будет несложно.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах