«Дарите женщинам цветы» - когда-то написал поэт Андрей Дементьев. Лучшего подарка для прекрасной половины человечества и не найти.
Семья Шелиховых занимается цветами уже девятый год. Накануне 8 Марта мы поговорили с главой семьи Александром о трудностях бизнеса, о том, почему к праздникам так взлетают цены на цветы и как продлить жизнь букета в вазе.
Миллион на бизнес
Александр Шелихов: - Мы с женой любим выезжать на природу. И самое красивое, на что там обращаешь внимание - цветы. Нам нравилось делать букеты из кузбасских полевых цветов - ромашки, пижмы, солидаго, скабиозы, дельфиниума, кровохлёбки. Как оказалось, у нас в области можно найти половину голландского ассортимента! Есть и полевые, и таёжные, и луговые.
Даже на нашей свадьбе были только васильки и ромашки, которые мы сами нарвали. Букеты мы дарили своим друзьям.
Я с детства люблю дикоросы. Моя мама биолог, и у неё всегда была большая коллекция гербариев, которую я с удовольствием рассматривал. Мы и травы лекарственные с ней собирали. Когда одной из знакомых вручили очередной букет, она удивилась его красоте и спросила, где такой можно приобрести. Вот тут мы и задумались: почему бы нам не открыть цветочный бизнес?
К тому же моя жена очень хотела заниматься творчеством, был небольшой опыт работы флористом. Попросили помощи у родственников, заняли денег у банка и открыли флористический салон. Сразу оговорюсь, продажа букетов и флористика - два разных бизнеса. В первом случае ты просто продавец, во втором - это ремесло, искусство со специальными правилами, сродни архитектуре.
- Всё ли получалось сразу и что было самым сложным?
- Салон мы открыли в 2013 году. На тот момент нам потребовалось около 1 млн руб. Деньги пошли на ремонт и аренду помещения, холодильник. Первые полгода было сложно. Мы работали с 7 утра до часу ночи без выходных - четыре месяца. И тем не менее убыток составил 800 тыс. руб.
Я ДУМАЮ, НАШ БИЗНЕС - БОЛЬШЕ ПРО ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ. ЧЕЛОВЕК ДАРИТ ДРУГОМУ ЭМОЦИИ - И ЗАПОМИНАЕТСЯ САМ МОМЕНТ ДАРЕНИЯ.
Цветы - скоропортящийся товар. Если вы не продали их в течение пяти дней, можно выбрасывать. К нам просто не шли люди. Этот бизнес лёгкий на старте - не нужно закупать дорогих технических и материальных ценностей и всю прибыль можно увидеть в течение недели. Но он сложен потом - на этапе раскрутки.
- Чем ваш цветочный бизнес уникален?
- В сегменте продажи цветов конкуренция очень большая, среди профессиональной флористики её практически нет. К примеру, в Кемерове и Новокузнецке работают дватри салона. Это дорогой бизнес, который требует вложений на этапе обучения сотрудников. У большинства цветочных салонов семь-восемь наименовании цветов, которые легко можно перевезти из Голландии: розы, хризантемы, герберы, ирисы, лилии, эустомы. А у нас большой ассортимент (около 70 разновидностей), и я люблю сезонные цветы. К примеру, у нас есть пионы, ландыши, дельфиниумы, колокольчики, подснежники, мимоза. Каждую неделю я тщательно отбираю на аукционе цветы, которые нам доставят.
Нам с женой очень нравится дело, которым занимаемся. Любим дарить цветы просто так. В 2014 году я первый раз вышел в центр города и дарил проходящим мимо парам букетики из полевых цветов. Мне это безумно понравилось. И теперь делаем это ежедневно в своём салоне. Мы дарим букеты-комплименты каждой девушке, которая к нам заходит. Здорово видеть в глазах людей радость. Я думаю, наш бизнес - больше про чувства и эмоции. Человек дарит другому эмоции - и запоминается сам момент дарения. Приятно, что мы разделяем эти чувства с нашими клиентами. К примеру, приходит к нам молодой мужчина, хочет сделать приятный подарок маме за то, что его вырастила. Это до слёз трогательно. И пока наши девушки-флористки создают букет, мы угостим его кофе, поговорим о нём и его маме, их отношениях. Это дорогого стоит.
Смородина из Италии
- Откуда ваши цветы? Работаете ли с местными поставщиками? - Почти все цветы из Амстердама, а туда их привозят из разных уголков мира. Например, красивые розы выращивают в Эквадоре и Колумбии. Местные полевые не используем, потому что многие из них краснокнижные, к тому же срок их цветения ограничен. Есть опыт работы с кемеровскими садовниками: покупаем у них георгины, гелихризум. А ландыши сами выращиваем на приусадебном участке.
- Цветы - хрупкий товар. Как их доставляют? И как потом ухаживаете?
- Есть два способа: машиной и самолётом. В основном везут цветы в термофурах, плотно упакованными в коробки. Они едут около семи-восьми дней. Способ, который использую я, - самолёт. Можно тоже упаковать в коробки, но есть и более бережный метод - в вертикальных баках с водой. Конечно, он дорогостоящий, зато цветы приезжают в лучшем виде. После того как мы их доставили, обязательно подрезаем стебли, ставим в воду и в холодильник. Воду меняем раз в три дня. У некоторых срезаем листья, чтобы питание доставалось только бутону.
- Есть ли мода на определённые цветы?
- Вспомните ваш самый необычный заказ.
- Это было несколько лет назад на Женском форуме, который проходил в Новокузнецке. Неожиданно вечером, после того как мы уже отвезли все цветы в Кемерово, мне позвонили и предложили за три часа сделать 50 букетов. Один из меценатов захотел подарить их всем женщинам. Не успею вовремя - заказ не оплатят. Что делать? Мы с женой в чужом городе. Позвонил всем своим друзьям из Новокузнецка, которые занимаются цветами. Они привезли и своих сотрудниц, и цветы. У нас с женой есть опыт работы с большими партиями. Организовали конвейер и управились в срок! Оформляли мы и павильон на Дни Кузбасса в Совете Федерации. Нужно было показать наше таёжное изобилие. Мы сделали каркасы из берёзовой коры, листьев малины, укропа и зелёной смородины. Был май, смородины ещё нигде не было, пришлось заказывать её из Италии!
Лучше подарка не найти
- Помимо 8 Марта, когда у вас пик продаж? И почему в это время взлетают цены на цветы?
- После Женского дня идёт День матери, 1 сентября, выпускные в детсадах и школах, День святого Валентина. Цены поднимаем не мы, они взлетают уже на аукционах. В это время большой спрос. В два - два с половиной раза вырастают и цены на перевозку из-за непродуманной логистики. Для нас 8 Марта это не праздник, мы максимально снижаем маржинальную прибыль и работаем по три-четыре дня круглосуточно.
- Почему один цветок после покупки быстро вянет, а другой стоит неделями? Как продлить его жизнь в вазе?
- Вы же не можете точно сказать, глядя на человека, когда он, например, заболеет? Так и с цветами. Они живые, и в каждом происходит множество процессов. Много ли солнца было, когда он рос? Напитался ли водой перед переездом? Как быстро попал к вам в вазу? Бывает, из партии один цветок вянет на следующий же день, а другой простоит три недели.
В целом срок жизни цветка в вашей вазе 5-7 дней при температуре до +17°С. С каждым прибавленным градусом отнимайте от этой цифры день. Для цветов просто губителен сухой воздух наших квартир, +24ºС уже критичная температура. Чтобы цветы простояли дольше, каждый день меняйте воду и подрезайте стебель. Можно добавить специальные порошки из цветочных магазинов для продления цветения.
- А какие цветы любят кузбассовцы?
- Мои клиенты взыскательны. Им нравятся лёгкие, растрёпанные букеты из сезонных цветов без упаковки. Когда можно подходить к букету и рассматривать его от яруса к ярусу. Дарят всем: женщинам, мужчинам, пожилым людям. Что интересно, сейчас цветы - популярный подарок для состоятельных людей.
- Что пожелаете прекрасной половине человечества?
- Пусть в вашей жизни будет больше цветов. Это радость и счастье. Не скрывайте своих эмоций, дарите цветы любимым и близким людям.