264

Учить и учиться. Любовь к знаниям можно развить в каждом ребёнке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 03/09/2014
У первоклашек впереди долгая дорога, а у родителей - надежды, что школа поможет сделать из каждого ребёнка настоящего человека.
У первоклашек впереди долгая дорога, а у родителей - надежды, что школа поможет сделать из каждого ребёнка настоящего человека. © / Евгения Обымахо / АиФ

Каждый год учителей и школьников встречает «обновлённая» школа. Вокруг реформ, иногда таких неожиданных, не прекращаются споры. Накануне нового учебного года мы поговорили с лучшим учителем Кузбасса Евгением Квасовым о том, можно ли научить, готовя к ЕГЭ, и кто виноват в конфликтах учителей и детей.

ЕГЭ – лишь проверка

– Евгений Викторович, пожалуй, один из самых острых вопросов в школьном образовании – ЕГЭ. Как к этой форме относятся родители и дети?

– И дети, и родители, и даже учителя ЕГЭ до сих пор ругают. С одной стороны, ЕГЭ довольно наглядно представляет картину знаний ученика. Разнообразные задания части «А» показывают, насколько он понимает материал. С другой – тесты проверяет компьютер. Ребёнок, может быть, правильно решил задачу, но запятую не в том месте поставил. А компьютер-то этого не видит. В этом плане хорош советский опыт – устный экзамен. Больше вероятности, что оценка будет объективная.

Дети чувствуют доброе отношение и откликаются на это. Фото: АиФ / Евгения Обымахо

– Результаты ЕГЭ этого года по физике не очень привлекательны. Средний балл – 45,7. Как вы думаете, как учитель физики, с чем это связано?

– Задания в ЕГЭ, особенно в части «С», очень сложные. Мне, например, не хватило времени, чтобы со всеми справиться. Ещё нужно учитывать, что сегодня в школе только два часа физики в неделю, а изучить за это время нужно очень большой объём. Мы просто не успеваем повторять и закреплять материал. Нужны дополнительные занятия. Но ведь дети изучают не только физику. И по каждому предмету есть факультативы.

Есть, наконец, то, что просто интересно ребёнку. Выходит, что наши дети сильно перегружены. Меня удручает, что из экзамена по физике хотят убрать часть «А». Ведь физика – экспериментальная наука. Как можно свести её к одним сухим задачам?! Если убрать вопросы на понимание, результаты снизятся ещё больше.

– Каждый год усложняется система контроля: ставят камеры и металлоискатели, чтобы предот­вратить списывание. Как дети это переживают? Влияет ли такой контроль на результат?

– В основном ребята оборачивают всё в шутку. Но есть те, кого это пугает. У многих девчонок руки начинают трястись сразу, как увидят человека в форме с металлоискателем. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности детей. Конечно, искоренять списывание необходимо, но нельзя забывать, что перед нами дети. Кто-то просто психически не готов к таким стрессам, а это повлияет на оценки.

– Как вы считаете, не много ли шума вокруг ЕГЭ? Ведь его просто сдают, а учит детей по-прежнему школа.

– ЕГЭ – просто проверка знаний. Да, часто подготовка пре­вращается в натаскивание. Нам приходится вдалбливать детям общий принцип. В этом огромный минус: чуть малейшее отклонение – и ребёнок теряется. Но, с другой стороны, натаскивание не должно вредить обучению. Ведь моя задача как учителя остаётся прежней – объяснить и научить. Уже от меня зависит, смогу я это сделать или нет.

Каждый урок я должен начать с чего-то удивительного. Знать все формулы дети всё равно не смогут, а вот понимать, почему дует ветер или почему радуга круглая, нужно. Скучные лекции никто слушать не будет, поэтому нужно дать понять, как твой предмет пригодится не только в ЕГЭ, но и в жизни. Нужно отметить, что возможностей сегодня у нас много. Если раньше мы работали с примитивными железками, то сейчас по всем темам имеем необходимое оборудование. Этим грех не воспользоваться. И каждый свой урок я начинаю с опыта. Дети очень любят «фокусы», им это интересно.

Задания в ЕГЭ очень сложные, особенно часть «С». Фото: АиФ / Ксения Железнова

В споре рождается истина

– Недавно вы разработали электронное пособие по физике. Что вами двигало? Какой интерес?

– Физика – наука экспериментальная. Здесь без наглядного примера просто нельзя. В этом году я разработал программу для факультативных занятий «Как стать учёным». Мы с ребятами будем знакомиться с первыми опытами известных учёных. Сами будем их проделывать. Вот Ньютон, например, был двоечником. Одноклассники и учителя его недолюбливали. А сегодня его имя известно всем. У нас тоже есть такие сложные дети, поэтому важно показать им, что великим человеком может стать кто угодно.

– Что вас привлекает или отталкивает в профессии учителя?

– Наша работа удивительная. Мы учим детей, дети учат нас. Сегодня ребятишки очень продвинутые: они свободно общаются с учителями, не боятся высказывать своё мнение, проявлять инициативу. В советское время мы боялись сказать лишнее слово, в классе была тишина. Мы были похожи скорее на кукол, говорили только то, что было написано в учебнике. Доступ к информации намного расширил кругозор детей, они много знают, с ними интересно разговаривать.

Часто на моём уроке возникает дискуссия, мы спорим, шумим – и это здорово. В споре рождается истина. Единственное, что отталкивает – бумаги. Например, нам приходится заполнять целых три журнала: электронный и два бумажных. На это уходит время, которое мне хочется уделить детям. Но, с другой стороны, я понимаю, что руководству нужна полная картина нашей работы.

Все формулы дети знать не могут. Фото: www.russianlook.com

– А с зарплатой учителей сегодня всё в порядке?

– Средняя зарплата учителя 27 тысяч. Но, чтобы её получить, нужно много работать. Это неправильно, ведь большая нагрузка может привести к ухудшению результата. Не зря же придумали ставку в 18 часов. Особенно тяжело молодым учителям. Их средняя зарплата – 7 тысяч. Чтобы заработать больше, они берут больше часов. В итоге привыкают работать как белка в колесе и делать всё бегом, часто не задумываясь о качестве.

Досье
Евгений Квасов – учитель физики в гимназии № 12 г. Ленинска-Кузнецкого. Победитель областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2014». Автор программ и электронных пособий по физике.

Дети теперь другие?

– Отношение к профессии сегодня довольно сложное. В Интернете можно найти видео­ролики, на которых снято, как школьники издеваются над учителями. Как вы думаете, почему мы сталкиваемся с такой проблемой? Как возродить уважение к профессии?

– Это, конечно, ужасно. Но виноват в этом учитель. Он просто не имеет права показывать слабость. Я не понимаю, когда говорят, что сегодняшние дети плохие. Не бывает плохих и хороших детей, они просто разные и условия жизни у них разные. Кто-то растёт в неблагополучной семье и просто не имеет положительного примера для подражания.

Поэтому выплескивание негатива – естественно. Но мы же взрослые, мы должны первыми понять ребёнка и пред­отвратить агрессию. Дети чувствуют доброе отношение, любовь и внимание и откликаются на это. Неужели мы, с нашим житейским опытом и образованием, можем жаловаться на детей?

ЕГЭ - это стресс. Кто-то просто не готов к таким психическим нагрузкам. Фото: АиФ / Нина Зуева

– Как вы думаете, кому легче понять ребёнка: мужчине или женщине? И что нужно, чтобы учителя всё-таки не обижали?

– Пол значения не имеет. Имеет значение только отношение: ребёнка нужно уважать. Мы должны стать ему другом. Ведь дети все интересные и талантливые. Наша задача – талант разглядеть. Был у меня мальчик один, учиться не хотел абсолютно. На уроках физики смотрел в окно. Но в 8 классе он сам собрал сварочный аппарат. А чуть позже и мотоцикл. Школу он так и не закончил, но зато сегодня он востребованный автомеханик. В детей нужно верить и помогать им, ведь в каждом живёт маленький гений.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: как изменилась грамотность кузбассовцев за последние годы

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах