Несколько дней назад в Кузбассе подвели итоги областного конкурса «Преподаватель года 2020». Журналист «АиФ в Кузбассе» спросил трёх победителей, каким, по их мнению, должен быть хороший учитель и каких принципов придерживаются сами наши герои.
Единомылшленник, наставник, воспитатель
Маргарита Селиванова, «Преподаватель года 2020», учитель английского языка Анжеро-Судженского политехнического колледжа: «Лучший педагог - это не только специалист, который дает знания по дисциплине, это единомышленник, наставник, воспитатель. Он помогает преодолеть барьер страха (а я смогу?), поверить в себя, раскрыть способности и возможности, о которых ты и сам не подозревал! Учитель вдохновляет студента или разрушает уверенность в себе, развивает или игнорирует способности, пробуждает или тормозит творческое начало. От учителя многое зависит.
Каждый учебный день нам готовит сюрпризы, не всегда приятные. И каких бы высот ты не достигал в своей профессиональной деятельности, невозможно сказать: теперь я знаю все и все могу! Каждое занятие для меня экзамен на профпригодность. Суметь заинтересовать, увлечь своей дисциплиной, доказать, что учащимся важно изучать английский язык. Нельзя приходить к ребятам, если тебе не интересны их проблемы, и ты не знаешь то, что им нравится. Равнодушие и скука, считаю, основные враги педагогической деятельности. А настроение на занятии должно быть только хорошее!
Чему я хочу научить? Быть счастливыми людьми. Счастливый человек, это тот, у которого три «не»: не унывать, не останавливаться на достигнутом, не стоять на месте. К успеху мне помогают идти мои принципы:
1. Учиться, совершенствоваться, творить! Ведь если я ничем не интересуюсь, буду ли я интересна своим ученикам, и будут ли они чем-то интересоваться?
2. Верить в успех каждого! Без этого никак нельзя, я горы сверну, если в меня верят!
3. Любить и видеть красоту окружающего мира! Остановиться и полюбоваться капелькой росы на цветке, в которой отражается наш огромный и прекрасный мир. А если ты любишь эту красоту, ты будешь беречь и дорожить ею».
Уметь донести знания
Лауреат Павел Сакнэ, преподаватель основ техэксплуатации и эксплуатации электрического и электромеханического оборудования «Кемеровского горнотехнического техникума»: «Лучший педагог - понимающий человек, всегда готовый вникнуть в положение каждого студента и найти компромиссы. Можно отлично знать свой предмет, но не уметь донести свои знания до других. Поэтому лучший педагог должен обладать синергией знаний по своему предмету и умением передать их другим.
Мне как студенту аспирантуры очень легко встать на место своих студентов и понять, что им хочется получить от обучения, что нужно изменить, как справедливо и честно оценить старания каждого. Все люди разные, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Я стараюсь приобщать студентов к соревнованиям Worldskills, конференциям и другим конкурсам, а также придумывать такие темы дипломных работ и проектов, которые бы раскрывали таланты каждого студента. Я считаю, что ставить свой предмет на «поток» и действовать в рамках «общепринятых норм» неправильно, это уничтожает индивидуальность и губит талант. Для меня важны хорошие доверительные отношения со студентами. Я искренне хочу помочь им построить успешную карьеру и определиться, кем лучше работать в рамках специальности, рассказать, какие дополнительные знания пригодятся в дальнейшей работе.
Объяснить доступно
Лауреат Елена Четверня, преподаватель биологии «Новокузнецкого техникума пищевой промышленности»: «Во-первых, хороший педагог должен уметь слышать своих подопечных. Я работаю в образовании 4 года и каждый новый учебный год начинаю с подбора эффективных форм обучения с учетом особенностей и предпочтений ребят. Преподаватель должен уметь находить индивидуальный подход к каждому студенту, и неважно, сколько их, 10 или 1000.
Во-вторых, учитель должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Я вспоминаю себя в школе, у нас и понятия такого не было «online обучение». А сейчас мы активно применяем это на практике. В своей работе придерживаюсь одного принципа - доступность. Каким бы сложным не был учебный материал для обучающихся, всегда нахожу пути преподнести его грамотно и понятно. Я преподаю на первых курсах биологию, а на последующих микробиологию, физиологию питания, анатомию животных, биохимию мяса и мне очень важно закрепить у студентов базовые знания для изучения профессиональных дисциплин. В учебе, как и в профессии повара, если хотя бы один из немногих ингредиентов блюда плох, то у него нет никаких шансов быть съеденным».