Примерное время чтения: 5 минут
674

Конфликты в школе. Как прийти к взаимопониманию с учеником?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ в Кузбассе №19 12/05/2021
Чтобы быть в тренде, набрать лайков, самоутвердиться перед сверстниками, школьники часто режиссируют конфликты.
Чтобы быть в тренде, набрать лайков, самоутвердиться перед сверстниками, школьники часто режиссируют конфликты. pixabay.com

В Кемерове сотрудница службы охраны в школе избила пятиклассника из-за пакета семечек. В Гурьевске учительница на уроке унизила восьмиклассника. В конце апреля видеозаписи обоих школьных конфликтов в Кузбассе попали в сеть. Подробности конфликтов и реакцию общества выяснял корреспондент корреспондент «АиФ в Кузбассе».

Плохое воспитание или превышение полномочий?

На кадрах, сделанных в кемеровской школе № 50, видно, как охранница ударила подростка, затем поставила его на колени и ткнула лицом в пол. По словам очевидцев, конфликт разгорелся из-за того, что пятиклассник щёлкал семечки, после замечания взрослые отобрали у него пакет, а тот бросился отвоёвывать «собственность».

В Гурьевске конфликт произошёл на уроке между учителем математики и восьмиклассником. В кадр попал приказ учительницы: «Встал, повернулся ко мне задом и нагнулся!» В ответ школьник сопротивляется и кричит: «Вы меня тут унижать и бить будете, а я вас слушать должен?» Видео в Сети сначала сопровождается комментарием, что в гурьевской школе № 16 «установлены зоновские порядки, где можно оскорблять и унижать учеников», но власти якобы реагируют на жалобы отписками. Затем мнения пользователей (и общества) разделились. Одни считают, что взрослые не имеют права бить чужих детей, а за унижение достоинства их обязаны уволить из школы. Другие, напротив, утверждают: виноваты дети, растут невоспитанными, не уважают старших. «Пока смотрела, самой по шее дать ему захотелось», - комментирует просмотренное видео женщина в Сети.

Оба конфликта взялись расследовать в следственном комитете и прокуратуре. Первая «голова» уже полетела: сотрудницу службу охраны пока отстранили от работы.

«В ходе проверки установлено, что причинами и условиями, способствующими совершению противоправных деяний в отношении несовершеннолетнего, явилось неисполнение администрацией школы законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья обучающихся, а также охранником школы своих должностных обязанностей», - говорится в сообщении пресс-службы областной прокуратуры.

По второму инциденту проверка ещё ведётся. Как рассказали в администрации Гурьевского округа, конфликт между педагогом и учеником исчерпан, достигнуто взаимопонимание.

«Наподдавала дитяте»

Подобные конфликты не редкость в современных школах. «Мне приходилось видеть заплаканных от бессилия что-то изменить в классе учителей. Приходилось видеть и направлять на путь истинный «террористов»-учеников, которые громкими разговорами, смехом, свободным хождением по классу срывают уроки», - рассказывает замдиректора по безопасности жизнедеятельности школы № 97 Новокузнецка Борис Глазков.

Выгнать с урока зарвавшегося ученика нельзя, увещевания не действуют. «Поведение хулигана разбирается на совете профилактики школы с представителями ПДН, выносятся взыскания. Отчасти такие меры помогают. Но время идёт, в поведении разболтанного ученика мало что меняется, а другие вынуждены его терпеть», - говорит педагог. По его словам, многие учителя, особенно молодые, не выдерживают и уходят из школы. «Срываются и педагоги со стажем, ведь большинство - женщины, а их эмоциональный фон выше мужского. Много говорится о привлечении учителей-мужчин в школу, да ничего не делается», - сетует Борис Борисович.

По поводу конфликта с женщиной-охранником собеседник считает: «Можно её ругать, критиковать, но лучше по-человечески понять. Она наверняка не связывалась прежде с аморальным контингентом, вот и не выдержала, наподдавала немного заносчивому дитяте, преподнесла урок этики, выполнила роль мамаши. Может, и поможет! Жалко, что уволят с работы».

Вседозволенность и провокации

По мнению детского семейного психолога Анны Аксеновой, обе ситуации, вероятнее всего, были спланированы заранее. Ей не раз приходилось на практике сталкиваться с подобными «играми» подростков. Школьники, чтобы быть в тренде, набрать лайков, развлечься и самоутвердиться перед сверстниками, режиссируют конфликты. Однажды на приём к психологу привели десятилетнего школьника, который кинул в лицо учителя ботинком из-за плохой отметки. По словам мамы, мальчик сделал это на эмоциях, а специалист выяснила, что он три недели готовил провокацию, выжидал подходящий момент, даже продумывал, какую обувь надеть.

«Сейчас детей защитят, осудят взрослых. Мне страшно от того, что будет дальше. В глазах сверстников они крутые, поэтому не остановятся», - прогнозирует психолог. По её словам, в современной психологии и педагогике популярна позиция: ребёнок должен развиваться естественным путём, не надо его ограничивать. В итоге уничтожен авторитет педагогов, а общество получило повальную детскую вседозволенность.

«Я бы в этой ситуации поставила детей на учёт в ПДН, с обязательным регулярным посещением всей семьёй психолога. А если бы и там ребёнок вёл себя агрессивно, подключила бы психиатра или нарколога. Не правы и педагоги - эмоционально отреагировали на провокацию. Возможно, они заслуживают выговора, но не увольнения», - считает Анна Аксенова.

Психолог советует взрослым не поддаваться на провокации малолетних хамов: «Не смейте поднимать руку на него, не кричите, не обзывайте, потому что они всё сейчас снимают на видео. Не надо веселить народ. Насилие ничего не решает, оно только усилит агрессивное поведение подростка. В ситуации с сотрудницей охраны я бы вызвала полицию, и пусть мальчишку привлекают к ответственности за нарушение правопорядка, выписывают штраф». Специалист рекомендует решать конфликты в присутствии руководства школы и родителей. Обидно за педагогов, которые лишены защиты. Всё в педагогике перевернулось с ног на голову.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах