396

Лебедь, рак и щука. Как привлечь молодежь в школу?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ в Кузбассе №9 27/02/2019
От новшеств системы образования страдают, в первую очередь, дети, которые лишены должного внимания со стороны педагога.
От новшеств системы образования страдают, в первую очередь, дети, которые лишены должного внимания со стороны педагога. © / С. Ильницкий / Из личного архива

По данным областной службы занятости, Кемеровская область нуждается в 470 учителях. Если эту цифру умножить на класс в 30 человек, то получится, что как минимум 14 000 кузбасских школьников недополучают знания. Экс-педагог новокузнецкой школы Татьяна Кузнецова рассказала корреспонденту «АиФ в Кузбассе», почему учителя увольняются, а молодёжь не спешит идти в школу.

С ног на голову

Анна Иванова, «АиФ в Кузбассе»: одна наша читательница рассказывает, что класс, где учится её ребёнок, за лето потерял четырёх педагогов. Другая жалуется, что из-за конфликта заслуженный педагог ушёл на пенсию, не доучив четвероклашек до конца учебного года. Вот и вы, Татьяна Леонидовна, в конце января тоже уволились из школы. Из-за чего учителя уходят?

 

Татьяна Кузнецова: на мой взгляд, есть две основные причины. Во-первых, сегодня вся система образования перевёрнута с ног на голову. Учитель не имеет права голоса – ни перед детьми, ни перед родителями, ни перед администрацией, ни тем более перед кем-то вышестоящим из районного или городского комитета образования. Дети это понимают и наглеют. Родители их в этом поддерживают. Инструментов воздействия у учителя не осталось никаких. Единственное, что он может сделать, - это взять дневник и написать замечание. Но представьте себе ученика 9 класса. Разве дневник для него эффективный инструмент? Голос повысить на ученика нельзя, с урока выгнать нельзя, родителей вызывать – себе дороже, потому что они не хотят слушать разумных аргументов и встают на защиту детей. Во всех ситуациях ты получаешься виноватым.

Вторая причина – это несовершенство системы поощрения. Идея с балльной системой была хорошей, она создавалась для самообразования педагогов, их профессионального роста. Но на деле она не работает. Всё самообразование превратилось в рутину, в работу для галочки. На это уходит много времени, сил. Учитель сам как может, так и делает. Кто-то находит в Интернете, переделывает. А кто-то хоть и горит идеями, проводит креативные уроки, но потом тонет в документах, потому что всё это должно быть зафиксировано, как в суде. На работу с детьми времени не остаётся.

- Но в Интернете полно роликов, в которых учителя кричат на детей, бьют, унижают, оскорбляют. По ним не скажешь, что учителя совсем без голоса…

- Ни для кого уже не секрет, что зачастую, чтобы снять скандальное видео, ученики провоцируют педагога на агрессию. Учителя, конечно, люди образованные, опытные, нервы у них закалённые, но в первую очередь они – люди, и эта реакция - типичный ответ психики на агрессию. Учителя можно обозвать, обматерить, пнуть, ударить. Сплошь и рядом такое. Но про своё отвратительное поведение ученики роликов не снимают.

Недавно моя знакомая учительница ушла из школы, потому что папа ученика пошёл и нажаловался в комитет образования или прокуратуру. Он посчитал, что она не должна была низкую оценку ставить. И такая ситуация – не исключение. Директора всё чаще идут на поводу у родителей: исправляют оценки, увольняют педагога, лишь бы избежать конфликта и проверки.

Уставшие «роботы»

- По данным Кемеровостата, в 2018 г. учителя зарабатывали в среднем около 32 тыс. руб. Не так уж мало в сравнении со средней зарплатой по области - 37 тыс. руб. Это высокая зарплата…

- У меня было почти две ставки, 30 часов. Плюс высшая категория, кружки, соревнования – выходило 28-30 тыс. руб. в месяц. Но я практически жила в школе. Мои коллеги за ставку получают 17-22 тыс. руб., в зависимости от дополнительной нагрузки, категории и баллов. Пожалуй, если вести две ставки, то можно получать такие деньги, как по статистике. Но это будет усталый человек, робот, ведущий уроки на автоматизме.

Вообще вопрос нагрузки педагогов очень острый. Из-за большого количества часов происходит профессиональное выгорание, учителя устают, ждут отпуска. Съездить на море – мечта, пожалуй, всех учителей. Но если у учительницы нет мужа, который стабильно зарабатывает, то эти поездки так и остаются мечтой. Отпуск на огороде и жизнь от зарплаты до зарплаты, потому что набрал кредитов, – реалии учителя.

- Что ждёт молодого педагога в школе? К каким трудностям надо готовиться?

- Пришла к нам в школу молодая учительница физкультуры - с таким огромным желанием, готова была за всех вести все уроки. Но после первого урока с неё спали розовые очки. Представляете: два класса в зале! Шестьдесят громких детей, которыми надо управлять. Перекрикиваешь детей, своего коллегу, который в это время перекрикивает детей и тебя. Это кошмар! Такие сдвоенные уроки получаются, потому что в расписание добавили третий час, а здания рассчитаны на два часа физкультуры. Школы по-разному выкручиваются: одни третий час делает теоретическим, другие дополнительный класс матами застилают. Спасают уроки на улице, но погода под расписание не подстраивается.

Начал мальчик делать стойку на лопатках – закончилось компрессионным переломом позвоночника. Был суд, школа заплатила деньги.

Или, например, новичок с института мечтает преподавать гимнастику. Однако сейчас в школах её практически никто не ведёт, потому что чаще всего при гимнастических упражнениях случаются травмы. По наблюдениям учителей, дети сейчас стали хрупкие. Мячик поймал – пальчик сломал, или сидел на корточках, упал на попу – сломал копчик. Начал мальчик делать стойку на лопатках – закончилось компрессионным переломом позвоночника.

Был суд, школа заплатила деньги. С тех пор нам руководство говорит: «Хлопайте в ладоши весь урок» или «Не включайте грустную музыку – дети расстраиваются». Так что молодому педагогу придётся столкнуться с конфликтом своих представлений о работе и реальностью.

- Всякий раз, когда заходит речь об изменениях в образовании, всё сводится к тому, что нужно поднять учителям зарплату. Сейчас уже почти сравняли зарплату педагогов со среднекузбасской, но учителя по-прежнему не довольны. Как думаете, что нужно изменить в современной школе, чтобы учителя не уходили?

- Нужно больше порядка. Довести систему поощрения до логического конца, расписать педагогам понятные ходы, как заработать эти баллы. Обеспечить учителей компьютерами, интернетом, инвентарём в достаточном количестве, т. к. во многих школах педагоги вынуждены заполнять электронные журналы дома или ломать голову, как поделить десять мячиков на тридцать учеников. Нужно обеспечить учителей правами, чтобы и дети, и родители понимали чёткие границы дозволенного. Сейчас старое разрушено, а новое до ума не доведено. Мне нынешняя школа напоминает басню Крылова: каждый действует кто во что горазд, как лебедь, щука и рак. И получается хаос. Он этого страдают все, а главное - дети, лишённые должного внимания со стороны педагогов. 

Досье
Татьяна Кузнецова родилась в 1979 г. в г. Новокузнецке. Выпускница Новокузнецкого пединститута. Стаж работы учителем 15 лет. В январе 2019 г. уволилась из школы и не собирается возвращаться в педагогику.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах