1 февраля 2018 г. завершилось объединение КемГУ и КемТИППа. Теперь вместо двух совершенно разных по направлению учебных заведений одно – опорный вуз Кузбасса. Но этому предшествовала длительная оптимизация, которая, по словам преподавателей, продолжается и сегодня. Как инновации сказываются на образовании, выясняла корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Ненужные направления?
Ещё в процессе оптимизации, к примеру, ликвидировали факультет политических наук и социологии КемГУ. Политологию присоединили к факультету истории и международных отношений, а социология стала частью социально-психологического института. Как рассказывает один из преподавателей бывшего ПНиС на условиях анонимности, некоторые ставки оказались лишними из-за недостаточной нагрузки на преподавателей, поэтому трудовой договор продлили не со всеми. В этом году новую работу пришлось искать трём сотрудникам.
Оптимизировали и бывший факультет филологии и журналистики (сегодня это институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций). Оптимизация на факультете началась ещё задолго до образования опорного вуза – с 2011 г. В итоге от прежнего филфака осталось три кафедры вместо семи. Сначала, как рассказала бывший преподаватель кафедры журналистики и русской литературы ХХ века Нина Обелюнас, упразднили две «языковые» кафедры, потом объединили две литературные, а в этом году их присоединили к кафедре журналистики и русской литературы ХХ века. «В нашем случае оптимизация проходит искусственным путём. Во-первых, снизилось число студентов на одного преподавателя в связи с переходом на бакалавриат и из-за демографической ямы 90-х гг. (по распоряжению министерства это соотношение должно быть 1:12). Во-вторых, уменьшилась нагрузка за счёт сокращения часов и на внеаудиторную работу. Допустим, раньше на работу с курсовой на одного студента выделяли девять часов, а теперь три. Формально нагрузка стала меньше, а фактически осталась прежней – не бросишь же ты студента», - рассказывает Нина Владимировна. В итоге в 2015 г., чтобы дотянуть до ставки, преподавателю добавили ещё два предмета. В прошлом году с Ниной Владимировной не продлили трудовой договор, поэтому её часы разделили между коллегами. В этом году от новой системы пострадал преподаватель литературы.

Будущее за роботами?
После слияния двух университетов объединили кафедры экономических факультетов. По мнению доцента кафедры финансов и кредита Татьяны Алабиной, всё-таки в происходящей оптимизации и создании опорного вуза больше плюсов, чем минусов. «За последнее время университет начал больше отвечать требованиям времени, - считает Татьяна Александровна. - В опорном вузе, в частности, открыли центр профессий будущего, в который входит та же академия дронов и робототехники. Более того, мы стали получать государственные заказы, а значит – зарабатывать деньги. К примеру, если стратегию «2025» разрабатывали питерцы, то «2035» - наш университет. Ещё один наш контракт – по рекультивации земель». По мнению экономиста, сегодня просто поменялся формат работы, пришли рыночные отношения, поэтому нужно быть мобильным, участвовать в грантах и федеральных программах, развивать дистанционное направление.
Преподавательский корпус уменьшается, но такова общая тенденция развития высшего образования с его новыми форматами работы.
В 2016 г. в КемГУ и КемТИППе работали 520 и 271 преподавателей соответственно, в 2017 г. – 494 и 243. По данным ректора опорного вуза Александра Просекова, на 2018-2019 учебный год общая численность профессорско-преподавательского состава – 715 человек. Однако по политике вуза это не сокращение. «У должностей профессорско-преподавательского состава есть один серьёзный недостаток: все они могут занимать свою должность на определённый по времени срок. На вакантное место каждый раз объявляется новый конкурс. Поэтому никакого продления договоров при такой системе быть не может», - объясняет Александр Просеков. При объявлении конкурса учитывают число студентов на одного преподавателя, нормативную стоимость обучения и имеющийся зарплатный фонд. «Изменения, безусловно, есть, преподавательский корпус уменьшается, но такова общая тенденция развития высшего образования с его новыми форматами работы, в числе которых дистанционные технологии и онлайн обучение», - говорит Александр Юрьевич.
Впрочем, эти требования придумал не вуз, их формирует Министерство образования. К ним относится также и изменение формата работы - от индивидуальной к групповой. «Во-вторых, контрольные цифры приёма. Например, в 2016 г. на направление «языкознание и литературоведение» было выделено 69 бюджетных мест, в 2017-м – 26, в 2018-м – 29. С учётом высокой стоимости обучения число контрактников год от года тоже уменьшается», - говорит Александр Просеков. А объединение кафедр руководство университета объясняет тем, что формирование большой кафедры более удобно и экономически выгодно.
При составлении стратегии развития университета до 2020 г. в университете проанализировали, кто больше всех выигрывал грантов и патентов, публиковался в научных журналах. Оказалось, 78% - физики, химики, математики и биологи. На них, судя по всему, и сделают ставку на ближайшие годы. К 2020 г. в планах работа по трём проектам: внедрение беспилотников в операционное управление разрезами, сотрудничество с «СДС-Азот» и создание кафедры Гудлайн на базе вуза. «Естественнонаучное направление сегодня находится в приоритете государства. В этой связи понятно, что получить грант, например, на разработку нанодвигателя проще, чем на составление словаря. Ведь двигатель – это то, что можно потрогать руками и тут же увидеть от него пользу. А какую практическую пользу можно увидеть от словаря? Политика наших чиновников от образования сегодня такова: преподаватель должен приносить университету прибыль, т. е. участвовать во всевозможных грантовых конкурсах. В этой связи гуманитарии, к сожалению, проигрывают. На мой взгляд, это неверная политика. Преподаватель должен учить студента профессии, а не зарабатывать для университета деньги. И эти обязанности чётко обозначены в трудовых договорах преподавателей», - считает Нина Обелюнас. Сегодня же, судя по всему, преподаватель должен успевать делать всё.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть