В Кузбассе стартовала приёмная кампания в вузы, колледжи и техникумы. Она продлится до 17 августа. Студентов принимает 66 профессиональных образовательных организаций. О том, почему сегодня в техникумы идут отличники, какие профессии будут востребованы в будущем и почему нужно обучаться разным компетенциям, «АиФ в Кузбассе» рассказал директор Новокузнецкого транспортно-технологического техникума Егор Сазанович.
Популярны и востребованны
Инна Сергеева: Егор Дмитриевич, почему молодёжь идёт сегодня учиться в техникумы? Самой распространённой причиной считается нежелание сдавать ЕГЭ. А как думаете вы?
Егор Сазанович: Я уверен, что сегодня акцент сместился на среднее профессиональное образование. В 90-е годы он был сделан на вузы: считалось, если ты умный — пойдёшь учиться в институт, для остальных — училища и техникумы. В то сложное время думали, что можно заработать, лишь став экономистом, юристом, управленцем.
Сейчас школьники, студенты, их родители видят, что рабочие специальности очень востребованы и нужны в экономике любого региона, порой больше высокооплачиваемые, чем на базе высшего образования.
Профессий, где используется низкоквалифицированный труд, становится всё меньше. Идёт автоматизация, роботизация, цифровизация рабочих профессий. И специалист, который сегодня приходит на производство, на рабочую специальность, должен иметь не только высокий уровень образования, но и владеть рядом практических компетенций. В среднем профессиональном образовании на этом сделан особый акцент. Параллельно с профессией учащиеся получают и среднее общее образование, а на последнем курсе уже приступают к работе.
— Какие специальности самые популярные у абитуриентов, какие — востребованы у работодателей?
— Самые популярные у студентов — это специальности транспортного профиля: помощник машиниста локомотива, техническая эксплуатация подвижного состава, организация перевозок на железнодорожном транспорте. Они востребованы у наших работодателей — крупных промышленных предприятий.
Популярно и другое направление — связанное с автомобильным транспортом, автоперевозками. Ребят этих профессий ждут как на крупных промпредприятиях, так и в компаниях малого и среднего бизнеса — выпускники буквально нарасхват у автобаз, станций техобслуживания, пассажирских автопредприятий.
В последнее время набирает обороты промышленная робототехника — специальность, я считаю, очень перспективная, она будет толчком к развитию экономики региона, да и в целом нашей страны. Популярен у нас и технологический профиль — электрики и сварщики, КИПовцы. Они востребованы на любом предприятии всегда.
Считаю, что все эти профессии не потеряют своей актуальности и через 10-15 лет, до тех пор, пока не изобретут новые способы строительства, производства продукции. Однозначно они будут меняться изнутри — автоматизироваться, цифровизироваться, роботизироваться, поэтому студентам нужно будет постоянно развиваться и овладевать новыми компетенциями, чтобы быть конкурентоспособными.
Дефицита студентов нет
— Охотно ли идёт учиться на рабочие специальности сегодняшняя молодёжь?
— У нашего техникума дефицита студентов нет. В последние годы конкурс вырос — к нам приходят выпускники школ с красными аттестатами, очень много хорошистов. Конкурс на отдельные специальности доходит до 4-5 человек на место, а средний проходной балл по некоторым профессиям доходит до 4,3.
Сегодня практически 60% девятиклассников идут в техникумы. И это радует. Профессиональное образование с целом становится всё более популярным в стране, постепенно возвращается престиж рабочих специальностей: проходят зрелищные конкурсы профмастерства, работодатели поднимают заработные платы, вводят меры социальной поддержки своим сотрудникам, дают возможность профессионального и карьерного роста. Делается очень много.
У нас в техникуме тоже проводится большая работа по привлечению студентов: приходим в школы, рассказываем, показываем презентации, привлекаем к этому самих студентов — когда рассказ звучит из уст сверстников, он вызывает больше доверия и интереса.
Не забудь, чему тебя учили
— Ситуацию с рабочими кадрами призвана решить в том числе и федеральная программа «Профессионалитет». В чём её плюсы для студента и для учебного заведения?
— Помимо того, что мы в рамках этой программы получаем гранты на переоборудование мастерских, значительно меняются и некоторые подходы к образованию — акцент делается на тесное сотрудничество с работодателем. Мы больше сближаемся с нашими социальными промышленными партнёрами — пишем программы с уклоном на особенности этих предприятий, чтобы ученики уже на этапе обучения понимали и видели, куда пойдут работать.
Ещё один плюс в том, что на большинство специальностей идёт обучение по ускоренной программе: вместо 4 лет — 2 года и 10 месяцев. Пока в эту программу вошли 12 специальностей — большая часть профессией транспортного направления, плюс сварщики, электрики, дефицит которых сегодня просто колоссальный. В дальнейшем перечень будем расширять, в следующем году в него войдёт промышленная робототехника и ремонт авиационной техники и оборудования.
— После окончания техникума примерно сколько выпускников идут работать по специальности?
— У нас эта цифра составляет 82%. С предприятиями мы сотрудничаем с момента открытия. Для студентов это очень здорово: они уже на этапе обучения понимают, куда пойдут работать и с чем им предстоит столкнуться. Адаптация происходит проще, легче, и меньше сложностей.
Помните знаменитое высказывание советского времени, когда выпускник приходит на работу, и ему говорят: «А теперь забудь всё, чему тебя учили, делай вот так». У нас такого нет. Представители работодателей общаются с ребятами уже на этапе обучения — водят на предприятия, консультируют, проводят мастер-классы, делятся секретами. И также видят итог нашей работы на демонстрационном экзамене.
Конечно, уже на этапе обучения можно зарекомендовать себя хорошим специалистом. Для этого нужно любить свою профессию, погружаться в неё с желанием, не бояться учиться, дополнительно получать больше разных профессий. Сегодня это даёт возможность быть более гибким и конкурентоспособным.
— Как можно привлекать молодёжь на рабочие специальности?
— Сейчас уже для этого много делается — в школе ввели уроки по профориентации, представители промпредприятий ходят в детские сады, школы и рассказывают о своих профессиях, водят детей на экскурсии. Можно посмотреть в сторону совместных уроков технологии, когда ученикам уже наглядно что-то показывают и обучают их, открыты инженерные классы.
Считаю, что большое внимание нужно уделять ранней профориентации — чем раньше ребёнок поймёт, что ему ближе и интереснее, тем больше времени у него будет для собственного развития.
Однако акцент нужен не только на выявлении сильных сторон; очень важно показать ребёнку всю палитру профессий и обозначить перспективы его дальнейшего развития.