Людям старшего и среднего возраста посчастливилось жить рядом с ветеранами Великой Отечественной войны, слышать их рассказы об ужасах того трагического периода в нашей истории, получать знания из первых уст, он непосредственных участников событий. Но ветеранов всё меньше, и для современной молодёжи события той войны всё дальше, а её участники для них – почти былинные герои.
В издательском доме «Аргументы и факты» прошёл круглый стол, на котором политологи, журналисты, историки, депутаты и представители молодёжи обсуждали вопрос сохранения памяти о войне и Победе у подрастающего поколения. Речь шла о новых проектах и форматах, с помощью которых можно пробиться сквозь юношеское отрицание и цинизм – к самому сердцу.
Разговор на «своём» языке
В междуреченской школе в 6 классе шёл урок мужества, посвящённый снятию блокады Ленинграда. Ребята слушали рассказы о том, как выживали ленинградцы, о 125-ти граммах хлеба в день, о бомбёжках и героизме людей. Учительница хотела, чтобы подростки не просто слушали, а смогли проникнуться трагической историей города-героя. И тут заметила: по щекам одной из учениц текут слёзы. Это произошло во время просмотра видеоролика о дневнике Тани Савичевой. Девочка готовилась к уроку, искала информацию о Ленинграде, читала одноклассникам стихи. Но именно история ровесницы, жившей в те годы, которую она рассказала своими словами, тронула до глубины души. «Я заплакала. Меня поразило, что дети голодали, взрослые так тяжело выживали. И они просто хотели кушать», – делится шестиклассница Кристина Шаламова.
«Когда дети говорят детям о том, что случилось тогда, - это, наверное, самый искренний, настоящий, правильный источник. А наша задача – профессионально с ним поработать, сделать правильные записи, привлечь правильные голоса», - считает генеральный директор «АиФ», доцент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Руслан Новиков.
Пять лет назад «АиФ» издал «Детскую книгу войны. Дневники 1941-1945». Этот проект жив и продолжает обретать новые формы. Сначала книга была озвучена и появилась в аудиоварианте. Затем была переведена на английский язык. В этом году у неё появилась новая форма – подкаст. Следующим форматом, который появился недавно, стали мультфильмы, созданные по историям из книги детских дневников. Это анимационный сериал из десяти серий, который распространяется в соцсетях и набирает популярность (ок. 2 млн просмотров).
«Мне кажется, нет никаких секретов и тайн в работе с молодежью, они такие же, как мы 20-30-40 лет назад. Всё довольно просто: искренность в источнике и профессионализм в исполнении – для любого продукта о войне это самое главное. Дети слишком хорошо чувствуют, когда их обманывают. А где ещё найти более искренний источник о войне, как не в воспоминаниях детей-очевидцев? Я сам к этой книге подходил раз пятнадцать, прежде чем дочитать до конца – это слишком тяжелое эмоционально сложное чтение, но это то самое искреннее знание, которое мы собрали», - уверен Руслан Новиков.
«Тут дорого воспитание человеческих качеств. Дети читают трагические страницы, и что может в ответ возникнуть? Сердобольность, душевность, тепло, слеза, которую тоже, между прочим, не грех уронить, когда мы узнаём, что вся семья погибла в блокаду и никого не осталось», - отметила ценность новых форматов дочь маршала СССР Ивана Конева, член Фонда памяти полководцев Победы Наталья Конева.
Квест и сториз вместо фильма и книги
Анимационный проект «Детской книги войны» создавался при поддержке Института развития Интернета. «Книга, на которой основан проект, прекрасная. Но мы понимаем: возможно, мы не заставим детей и подростков её прочитать, это тяжело и, возможно, уже не их формат. Им будет понятнее привычный потребляемый ими продукт, то, что им привычно видеть в Интернете. Количество просмотров говорит о том, что мы идём по правильному пути», - отмечает заместитель генерального директора ИРИ Светлана Сонина.
ИРИ готов поддерживать и другие современные форматы на военно-патриотическую тему – от реалити-квестов, до постановочных роликов в сториз и компьютерных играх. К примеру, компания запустила уже второй сезон реалити «Пережить, чтобы помнить». В нём молодые люди, отобранные открытым кастингом по всей стране, пытаются повторить подвиги, которые совершали их ровесники во время ВОВ. Так, нужно проплыть в холодной воде до противоположного берега и не потерять при этом ружьё. Или подготовить танк к бою – заправить, загрузить боекомплект, натянуть гусеницу на Т-34. Этот проект транслировался на YouTube и собрал более 2 млн просмотров.
«Наши герои не могут перенестись во времени, но они чувствуют сопричастность. Сопричастность – это то, через что мы должны разговаривать с молодёжью, потому что есть подростковый цинизм, есть отрицание, информационный шум. Чтобы через это пробиться, мы должны провести параллель, показать через проект «АиФ» или другой, что чувствовали их ровесники. Как они себя повели бы, насколько им было бы тяжело в такой же ситуации».
Подтверждение тому, с каким интересом подростки участвуют в подобных постановках, приближенных к военной реальности, есть и в нашей области. «АиФ в Кузбассе» писал о клипе «Смуглянка», в котором снялись новокузнецкие школьники. В сценах, где мальчишки участвуют в бою или девчонки тянут раненого на носилках, семиклассники тоже отчасти испытали чувства прадедов. «Во время этих съёмок я увидела, что ребята заинтересованы в истории своей страны. И хоть Великую Отечественную войну по программе на уроках истории в 7 классе не проходят, но интерес к этой теме появился: на изоляции многие посмотрели «В бой идут одни старики» и «Эшелоны победы», - рассказала их учитель Дарья Тарасенко, которой тоже удалось пробиться через подростковый нигилизм нестандартным форматом. Если искренностью и сопричастностью зажечь искорку интереса в подростке, то он и книжку прочитает, и старый фильм посмотрит.