Примерное время чтения: 8 минут
4131

Где дышать легко? Учёный – об экологии, автомобилях и культуре человека

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 22/03/2017
Вид из самого чистого района Кемерова (бора) на самый задымленный (промплощадку) всегда поражал и пугал одноверменно.
Вид из самого чистого района Кемерова (бора) на самый задымленный (промплощадку) всегда поражал и пугал одноверменно. / Павел Казаков / АиФ

Текущий 2017 год объявлен Годом экологии, власти и промышленники уже спланировали, как уменьшить давление на природу. Корреспондент «АиФ – Кузбасс» спросила Аллу ИГНАТОВУ, кандидата биологических наук, о том, с чего начинается забота об окружающей среде.

«Восстание» машин

Наталья Исаева, «АиФ – Кузбасс»: Алла Юрьевна, по вашим наблюдениям, как изменилось состояние окружающей среды в Кузбассе? Действительно ли дышать сегодня легче или, наоборот, проблем становится больше?

Алла Игнатова

Алла Игнатова: Дышать действительно стало чуть легче, потому что предприятия стремятся сокращать выбросы. Например, в прошлом году на кемеровском заводе «КОКС» ввели в эксплуатацию новую электростанцию, которая электричество будет получать из вредного коксового газа. Выбросы завода в атмосферу сократятся. В этом году предприятие планирует перестать сжигать коксовый газ на сбросной свече. Это тоже для экологии будет полезно, ведь предприятие находится в городской черте.

Вообще, так сложилось, что Кузбасс оказался в числе экологически неблагополучных регионов. Дело в том, что наш регион всегда развивался как промышленный. Многие наши предприятия развивались до Отечественной войны и после неё, а также были эвакуированы сюда. Их размещение с точки зрения экологии было изначально неправильным: посёлок строился вокруг завода. Поэтому население и оказалось так близко к предприятиям. В 40-е годы никакого экологического планирования попросту не было. Поэтому, например, в Новокузнецке получилась такая концентрация заводов вблизи жилья. Теперь с этим сложно бороться. Хотя предприятия и стараются внедрять современные установки.

Источников выбросов у нас ещё много и помимо заводов. Например, те же ТЭЦ и котельные. У нас же угольный край. С одной стороны, было бы глупо использовать другие энергоносители. С другой стороны, уголь экологически более вреден, чем газ. Поэтому нужно внедрять современные технологии углепереработки. Кроме того, общее количество выбросов вряд ли уменьшается, поскольку транспорта в городах становится всё больше. Если предприятия, как правило, сконцентрированы, то транспорт рассредоточен и «дымит» по всему городу.

Тем не менее если смотреть в мировом аспекте, то у нас не всё так плохо. В Японии и в Китае люди вынуждены ежедневно ходить в масках, потому что стоит такой смог, что дышать нечем. У нас тоже бывает смог, но, к счастью, не так часто и не в таком масштабе. Нет у нас и пылевых бурь. Поэтому необходимости в масках тоже нет.

– Как можно бороться с автомобильными выхлопами? Не запретишь же их и не заставишь людей ходить пешком!

– Во-первых, ограничить движение в центре города в определённые часы или для определённого вида транспорта. Во-вторых, построить объездную дорогу, ведь у нас федеральная трасса проходит через весь Кемерово. В-третьих, строить парковки. Из-за их недостатка многие автомобилисты паркуются прямо во дворах. Поэтому мы часто можем увидеть, например, зимой такую картину: на детской площадке играют ребятишки, а вокруг водители прогревают двигатели своих машин. А ведь авто выбрасывает около 200 вредных веществ! В том числе канцерогены (вещества, которые повышают риск возникновения злокачественных опухолей). Например, бензапирен, который относится к веществам первого класса опасности. Его большая концентрация, в частности, может вызывать мутагенные изменения в организме. И мы ежедневно им дышим. Поэтому сегодня нужно заботиться об экологической грамотности автолюбителей, а также о качестве топлива. Кроме того, чуть уменьшить вред поможет решение проблемы простоев транспорта на светофорах и в пробках.

Где нам жить?

– Весной в Новокузнецке запланирован Сибирский экологический форум. На нём экологи, промышленники и власти обсудят экологические проблемы и пути их решения. Как вы считаете, какие проблемы в Кемеровской области самые серьёзные? Как можно улучшить нашу экологию?

– Сегодня, к сожалению, сильно отстаёт от нормы качество воды в реках, уровень их загрязнённости превышен. Например, не соответствуют нормативам вода в Томи, Чумыше, Кондоме, Ине. Сбросы всё равно есть, а стоков в реки (даже если вода идёт после очистки) быть не должно вообще. Один из способов решения проблемы – внедрение водооборотного цикла, т. е. когда вода очищается на самом предприятии и затем снова идёт на его нужды. Например, такую систему используют на том же заводе «КОКС». В итоге у них больше нет сбросов, потому что воду после очистки снова используют для тушения кокса. Так же желательно делать и на других предприятиях. Никто же не говорит, что очищенную воду заводчане должны пить, но в бытовых целях её после очистки использовать можно. Однако промышленникам проще сбросить отходы в реку и заплатить штраф, чем внедрять новые технологии, потому что последнее выходит дороже. А должно быть наоборот.

Ещё одна проблема – недостаток леса, поэтому и проходят ежегодные акции по высадке деревьев. Остаётся и проблема мусора. Хотя уже и нет огромного количества стихийных свалок, но люди продолжают оставлять мусор по берегам рек, бросать окурки и бутылки где попало. Решение этой проблемы, конечно, зависит только от нас самих, от уровня общей культуры. И воспитательных мер здесь недостаточно. У нас в университете есть замечательный экологический десант: ребята очищают берега Томи. Так вот, мусора от этого меньше не становится, потому что на следующий день приходят новые отдыхающие и снова оставляют то же безобразие. Сложно перевоспитать взрослого человека, поэтому нужны штрафные санкции.

Точно так же пора бороться и с парковками на газонах, и с собачниками на тех же детских площадках. Сейчас весна, снег уже начинает таять, и мы повсеместно видим собачьи «мины». Кстати, наши школьники, готовясь к конференции, изучали состав воздуха весной. Оказалось, что испарения от каловых масс могут вызывать аллергию. Я уже не говорю о гигиенических проблемах. С другой стороны, собачникам надо дать не только контролёров, которые за ними будут следить, но площадки для выгула собак.

– КузГТУ регулярно проводит экологические акции и семинары. Какие у вас планы на Год экологии? С чего вообще, на ваш взгляд, начинается забота об окружающей среде?

– Забота об экологии начинается с самосознания. Брошенный на улице мусор влияет на каждого из нас, на наш генофонд и на будущие поколения. Мы говорим об этом школьникам. У нас же в университете постоянно проводят конференции и олимпиады по экологии для детей. Поэтому и наша задача не столько дать знания, а сформировать культуру, чтобы мы к природе стали относиться не как хозяева, а как партнёры. Для человека недостойно быть причиной гибели других организмов. Когда мы станем партнёрами с природой, тогда и пользы от технических нововведений будет больше.

А технические пути решения многих проблем может предложить наш университет. Разработки наших студентов занимают победные места на всероссийских конкурсах.

В прошлом году, например, двух девушек наградили в Госдуме золотой и серебряной медалями по итогам конкурса «Моя страна – моя Россия» в номинации «Моя разработка». Один проект связан с получением жидкого топлива из отходов переработки автошин, другой – с технологией переработки угольных шламов. И это действительно актуально. Ведь вред от тех же автомобилей не ограничивается только выбросами в атмосферу. Вред идёт и от обслуживания машины: машинные масла, шины, утилизация самих автомобилей. Это, к сожалению, не все замечают. Мы же пытаемся показать, что такие проблемы есть и их нужно и, главное, можно решать. Сейчас мы отрабатываем технологию. Но надо понимать, что реализация любого проекта зависит от интереса собственников предприятий. Мы можем только предложить способ решения проблемы. К сожалению, пока нет осознания, что любое действие в сторону экологического улучшения – это выгода, даже если это дорого и, может быть, экономически невыгодно сейчас.

А Год экологии у нас каждый год, потому что забота об окружающей среде не может быть разовой: толку не будет.

– Что делать простым людям? Как нам выбрать, где жить и как сохранять экологию своего микрорайона?

– Конечно, жить лучше всего за городом, но не возле заводов и не по розе ветров. Если говорить о Кемерове, то воздух чище в городе-спутнике Лесная Поляна. Также чище в пригородах. Например, в районе Сухово, где сейчас идёт застройка. Легче дышать на Комсомольском, в Суховском, в Новостройке. Неплохо расположен район Южный. Не посоветовала бы жить вблизи частного сектора, т. к. люди топят печи углём, поэтому из труб много выбросов. Нежелательно жить вдоль Томи, потому что многие примеси идут как раз по течению воды.

Если говорить в целом о Кузбассе, то самым экологически благополучным является посёлок Белогорск в Кузнецком Алатау. Экологически чистым районом считается и Горная Шория. Легче дышать в Таштаголе, Междуреченске. Тогда как шахтёрские города (например, Ленинск-Кузнецкий) сильно загрязнены. Однако неважно, где мы живём. Важно поддерживать чистоту в любом месте: не разрисовывать стены в подъезде, не выкидывать мусор из окна своей квартиры, не сливать масло со своего автомобиля на газон и т. д.

Досье
Алла Игнатова родилась в 1973 г. в Кемерове. Кандидат биологических наук, доцент кафедры химической технологии твёрдого топлива КузГТУ. Основное научное направление работы: экология. Исследует методы очистки сточных вод, переработки техногенных отходов и т. д.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах