С начала 2023 года инспекторы в Кемерове привлекли к ответственности более 100 водителей незаконных легковых такси. Также правоохранители направили письмо в Минтранс Кузбасса с просьбой наказать тех, кто не проходит медосмотр перед поездками и не проводит техосмотр машин. Всё дело в том, что виновниками ДТП всё чаще становятся таксисты.
Дорожно-транспортные происшествия могут произойти с любым водителем, и это напрямую не зависит от профессии. Однако в такси это особенно неприятно, ведь пассажир считает, что находится в руках профессионала. kuzbass.aif.ru разбирался в проблемах такси.
«Травка» от усталости
Четыре года назад кемеровчанка Елизавета Горбодеева попала в аварию: на подъезде к поселку Боровой Кемеровского района в её такси «Лада Калина» врезалось другое такси «Рено Логан». Девушка была пристёгнута, но из-за сильного удара ремнём безопасности сломала ключицу. Поняла это не сразу - просто резко заболела рука так, что пришлось прижать её к телу. Скорая увезла Елизавету в больницу, где рентген показал перелом кости. Из-за этого была показана срочная операция, в ключицу вставили болты и пластины. В поликлинике девушка провела 10 дней, после чего ушла на полтора месяца больничного.
Уже когда кемеровчанка лежала в отделении, ей подсказали, что от такси можно получить страховку. После выписки она обратилась в службу поддержки, собрала нужные документы и сделала экспертизу. Такси выплатило ей 245 тысяч. «После операции я долго ходила с косынкой на руке и боялась, что не смогу вообще разгибать и сгибать руку, но обошлось. Такси бояться я не стала, но ремней безопасности опасаюсь - когда сажусь в машину, он касается именно сломанной ключицы, это место даже начинает болеть», - рассказывает наша героиня.
А новокузнечанка Анна говорит, что сосед по дому, который таксует после смены на заводе, курит травку: «Однажды вызвала такси, он приехал. Всю дорогу хихикал, состояние возбуждённое, мне показалось ненормальным. Мимо дома проехал, как будто я его заболтала. Второй круг пришлось ехать, т. к. к нам дорога по односторонке. Поделилась с его женой, которая сказала, что находила у него травку. Он объяснил, что так усталость снимает».
По действующему законодательству ответственность за ДТП пока несёт водитель. Новый закон о такси, который вступит в силу 1 сентября, вводит субсидиарную ответственность агрегаторов. Но крупные агрегаторы уже работают по программам собственной защиты пассажиров. По данным команды безопасности «Яндекс Такси», 99,990009% всех поездок через этот агрегатор проходят без происшествий. В 2022 году доля поездок, в которых случились ДТП с пострадавшими, снизилась на 11%.
В службе такси «Максим» добавили, что прохождение медицинских и технических осмотров – зона ответственности перевозчиков. Контроль прохождения этих процедур является функцией ГИБДД и регионального уполномоченного органа власти.
Заработать можно и 200 тысяч
Помимо опасного вождения у людей часто претензии к стоимости поездок, которые могут измениться по одному маршруту за час в несколько раз. В «Яндекс Такси» kuzbass.aif.ru пояснили, что стоимость поездки складывается из многих факторов: тарифа, объёма спроса на поездки, количества свободных машин на линии, расстояния и длительности поездки. Когда желающих уехать на такси больше, чем водителей, в сервисе действует повышающий коэффициент. Это временная мера, которая позволяет привлечь больше водителей и уехать на такси тем, кому это нужно срочно.
Помимо пассажиров, на цены жалуются и водители: только на низкие заработки. И считают поднятие стоимости даже 2-3 раза в час пик и нет вполне оправданным – автомобиль ведь не общественный транспорт, удобств в нём больше.
Таксист Иван из Кемерова, напротив, на зарплату не жалуется, хотя работа в такси – это его основной источник дохода. В хороший день «чистыми» можно заработать 5 тысяч рублей, в обычный – 3,5-4 тысячи. Программа даёт принимать заказы 16 часов в день, но Олег работает 8-10 часов, потому что своё здоровье и состояние машины важнее. В среднем выходит 55-65 тысяч в месяц. Если трудиться максимально возможные 16 часов и брать любые поездки, то можно получить и 200 тысяч рублей – всё зависит от возможностей, желания и рейтинга водителя.
«Сложность для меня только в том, что я не вижу конечный адрес. Он отображается, когда отмечаюсь о прибытии. Сервис стимулирует выполнять все заказы, а не только до удобных водителю мест. Я могу переключить режим дохода, где буду видеть адрес, но тогда комиссия агрегатору увеличится, и я перестану получать бонусы (за определённое количество заказов сервис компенсирует часть комиссии – за 35 выполненных в сутки заказов у меня выходит около 900 рублей)», - рассказывает Олег.
Однако с 1 сентября выходит новый закон, по которому водители должны будут иметь справку об отсутствии судимости, лицензию на перевозку, а машину нужно будет вносить в реестр основного такси. Возможно, часть шофёров после этого перестанет работать, а значит, людей может ждать очередное повышение цен и всплеск жалоб.
Что грозит нелегальным таксистам?
Заместитель начальника ОГИБДД г. Кемерово Сергей Белов:
«За осуществление незаконной предпринимательской деятельности водитель нелегального такси привлекается к ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. За правонарушение предусмотрен штраф от 500 до 2000 рублей. По факту отсутствия путевой документации в отношении ИП и юридического лица предусмотрен штраф в размере 30 000 рублей, в отношении должностного лица – 5000 рублей, в отношении водителя – 3000 рублей».
Как улучшить сервис?
Общественник Денис Щедрин:
«Законы, которые принимаются для безопасности граждан, на самом деле людей не обезопасят, а усилят конфликты и приведут к повышению тарифа, не более того. Нужно не заворачивать гайки, а сделать достойную заработную плату водителям, организовать ежегодное повышение квалификации и установить чёткий режим работы и отдыха. Нельзя за рулём работать больше 12 часов, а многие работают из-за мизерных заработков в такси. Было бы правильным, если бы агрегатор распределял заявки по уже пройденному машиной километражу за день.
Считаю, что водителям важно иметь не просто права, а подтверждение стажа (например, как на категорию D не меньше трёх лет). Откуда мы знаем, может, его водительское удостоверение в тумбочке лежало после сдачи экзамена? Агрегатор должен взять на себя ответственность повышать квалификацию своих сотрудников и проверять хотя бы раз в год их водительские навыки».
Почему жалуются на таксистов?
Таксист Олег Ковригин:
«Хамство водителей или грязная машина – это человеческий фактор. То, как водитель себя ведет с пассажиром или как он ухаживает за автомобилем, зависит только от самого человека. У меня своя машина, я стараюсь поддерживать чистоту: в дождливую погоду чаще мою коврики, протираю ручки. Если в салоне грязно из-за ливней, и помыть что-то не успел, предлагаю пассажирам влажные салфетки. Курю обычно на улице, когда жду заказ. Недавно химчистил весь салон. Если водитель берёт машину в автопарке, то автопарк должен строго контролировать чистоту сидений и салона.
Также считаю важным не навязывать общение – ни водителям, ни клиентам. Люди часто жалуются на чересчур разговорчивых шофёров, и я согласен, что это может быть не к месту».