Примерное время чтения: 5 минут
16345

Круче, чем Шерегеш. Междуреченск станет новой «Меккой» туризма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ в Кузбассе №38 16/09/2020 Сюжет Туристический Кузбасс
Поклонники дикого отдыха в тайге, вдали от цивилизации, давно облюбовали Поднебесные Зубья.
Поклонники дикого отдыха в тайге, вдали от цивилизации, давно облюбовали Поднебесные Зубья. / Анна Иванова / АиФ

Более 100 млрд руб. инвестиций, 8 млн туристов в год - такое и Шерегешу не снилось! А он, между прочим, считается вторым по посещаемости зимним курортом России и принимает за горнолыжный сезон около миллиона гостей. Откуда междуреченцы возьмут такую тьму туристов и кучу денег на реализацию своих планов, разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».

Уже оценили

В Кемерове презентовали проект экокурорта мирового уровня «Междуреченск. Город тайги». Масштаб впечатляет. Претворить в жизнь задумку помогли кузбасские звёзды, чьё творчество известно далеко за пределами региона: разработчики бренда I’m Siberian во главе с Владимиром Черепановым и победитель Каннского фестиваля корпоративного и документального кино кинокомпания VOZDUH во главе с Константином Кузнецовым.

Усилия креативщиков уже оценили на федеральном уровне: проект прошёл жёсткое
«сито» из 115 подобных заявок и вошёл в топ-36 всероссийского конкурса по созданию туристско-рекреационных кластеров и развития экотуризма в России, который проводит Агентство стратегических инициатив. Теперь нужно закрепиться в десятке лучших, которая будет представлена правительству РФ и получит поддержку в реализации. Итоги станут известны после 15 ноября.

На трёх китах-горах

По задумке авторов, туристско-рекреационный кластер Междуреченска будет стоять на «трёх китах» - горах Югус, Чёрный Салан и Поднебесные Зубья. По меньшей мере две из этих трёх локаций хорошо известны туристам: Югус - горнолыжникам и сноубордистам, Поднебесные Зубья и их окрестности - походникам и сплавщикам. Авторы проекта вдохнули в эти горы объединяющую идею таёжной цивилизации - умение жить и развиваться в гармонии с природой и получать туристские ожидания, сохраняя её. «В Междуреченске гора Югус становится входом в тайгу, границей, проходя через которую ты попадаешь в новый мир. Опыт таёжной цивилизации передаётся в большом формате на Чёрном Салане. А задача Поднебесных Зубьев - создать условия, чтобы люди полностью прониклись ощущением нахождения в тайге, в полной безопасности, но при этом целиком погружённые в природу», - рассказал идеолог команды Владимир Черепанов.

Югус фактически находится в черте Междуреченска и является наиболее развитым местом с точки зрения инфраструктуры. Для него понадобится 4,3 млрд руб. инвестиций. На этом «входе в тайгу» появится музей, шорский этноцентр, комплекс трамплинов, экстрим-парк и хафпайпы для спортсменов, оздоровительный городок, терренкур, пляж. Задумано даже организовать научно-исследовательский городок биологов, зоологов, экологов, этнографов, посвящающих свои работы тайге.

Следующий по пути - Чёрный Салан - гора в удалённом посёлке Теба. Её геометрия настолько уникальна и удачна, что здесь можно создать курорт на 80 км трасс, который способен вместить 8 млн туристов в год. Вряд ли столько россиян наберётся - планируют зазывать гостей из Китая, Индии и стран Ближнего Востока. Этот проект может стать крупнейшим в стране и привлечь около 100 млрд руб. инвестиций.

Любимые туристами за экологичность, удалённость и даже дикость Поднебесные Зубья авторы обещают такими же и оставить. На их развитие потребуется 2,8 млрд руб.

Как добираться?

Если доехать до Югуса можно без проблем, то как этим миллионам туристов добираться до остальных локаций, сейчас соединённых с «большой землёй» лишь железной дорогой?

Авторы рассчитывают, что к 2022 году новая автодорога Абакан-Бийск соединит трассы «Енисей» и «Чуйский тракт», и Междуреченск станет доступен для жителей Хакасии и Красноярского края. Также проект предполагает строительство дороги от курорта Чёрный Салан до Шерегеша. А благодаря малой авиации и скоростным электричкам можно будет добраться из городов центра Сибири до междуреченских гор за два-три часа.

«Поскольку принцип таёжной цивилизации не предполагает использование двигателей внутреннего сгорания, необходимо стремиться, чтобы это место оставалось максимально чистым. То, что сейчас до Поднебесных Зубьев ходит только электричка - большой плюс», - говорит Владимир Черепанов и предлагает заменить её на скоростную, не более.

Но в реальности есть лишь битком набитая летом электричка как суровое погружение ещё на старте в дикую тайгу.

Откуда деньги?

«Один человек, занятый в туризме, даёт 4-6 мест в сопутствующих отраслях - это транспорт, производство продуктов питания. Абсолютно точно, что 8 млн туристов съедят всё, нам не хватит самим продуктов, будем завозить. Формируется целая отрасль креативной индустрии - развлечений, оте­лей», - рассуждает глава Меж­дуреченска Владимир Чернов и обещает, что «Город тайги» позволит создать десятки тысяч новых рабочих мест и вывести десять городов юга Кузбасса из монозависимости.

Мэр признаёт, что сумма инвестиций - 100 млрд руб. - пугает. Но отмечает, что речь тут не о разовых вливаниях, которые тяжёлым бременем лягут на плечи инвестора. Владимир Чернов отмечает, что создание инфраструктуры уже ведётся: РЖД строит новую ветку, а значит, будет технологическая дорога до Тебы, по которой можно доставлять стройматериалы и продукты. Федеральная сетевая компания реализует мощнейший проект - строит линию электропередачи. «То есть в рамках этих 100 млрд многое делается за счёт госкорпораций. Есть ещё много федеральных программ, которые работают на частные инвестиции: реализуя проект, можно получить господдержку в пределах 10-20%, а иногда и до 50%. Инвестиции всегда идут под интересную идею и наличие на руках проекта», - уверен глава Междуреченска.

В общем, если предприниматели проникнутся идеей лесной цивилизации и ринутся отстраивать «междуреченскую Мекку», то через 5-7 лет мы увидим «Город тайги» не на бумаге, а в действительности.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах