Примерное время чтения: 5 минут
207

Не подарок, а друг. Что важнее ребёнку из приюта?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ в Кузбассе № 5 01/02/2023 Сюжет Кузбасская семья: пусть будет больше детей!
Наставник и ребёнок из детдома проходят вместе путь длиной в несколько лет.
Наставник и ребёнок из детдома проходят вместе путь длиной в несколько лет. предоставлено героем публикации.

В России восемь лет существует проект «Наставничество», который помогает найти подросткам из детских домов доброго друга-взрослого. Не ещё одного учителя, не маму или папу, а по-настоящему заинтересованного в жизни ребёнка человека. Корреспондент kuzbass.aif.ru поговорил с Екатериной Фёдоровой - руководителем кемеровского проекта, появившегося год назад.

Фея-крёстная

Анна Городкова, kuzbass.aif.ru: О чём проект «Наставничество»?

Екатерина Фёдорова: Для меня он о добрых намерениях, дружбе и сотрудничестве, о силе человеческого участия. Из счастливых детей вырастают счастливые взрослые. У ребёнка в детском доме часто ограниченный круг общения и интересов, он может не знать о некоторых возможностях для молодёжи в настоящее время и испытывать трудности с дальнейшей социализацией. Наставник может рассказать о различных вариантах жизненного пути, в том числе о разных профессиях (на своём примере), и быть некой ниточкой между миром детского дома и миром за его пределами.

- Как проект появился в Кемерове?

- В марте 2021 года я услышала о наставничестве по радио. Сначала рассказывали о сути проекта - он появился в Новосибирске в 2014 году. Технология разработана специалистами благотворительного фонда «Солнечный город». Ведущий в прямом эфире позвонил сначала наставнику, потом подопечному. Оба парни. Подопечному на тот момент было больше 18 лет. Это значит - несмотря на то, что официально для этой пары проект закончился, они продолжают общение. Для меня это важный показатель. Значит, люди действуют искренне, потому что сами так хотят, контроля над ними нет.

В общем, эфир ещё не закончился, а я уже искала на сайте город Кемерово, чтобы заполнить анкету. Но его не оказалось. Тогда я решила узнать наверняка, точно ли в Кемерове нет наставничества. Нашла в интернете контакты «Солнечного города» и написала в соцсетях. Информация подтвердилась.

Мне было как-то грустно, что более 15 регионов реализуют проект, а мы нет. Я стала спрашивать подробнее, что нужно сделать, чтобы проект появился, потом прошла обучение и взяла паузу, чтобы всё хорошо обдумать и принять решение. Сфера благотворительности была для меня совершенно новой. Оглядываясь назад, я понимаю, что случайности не случайны. Мне было очень важно услышать тот эфир.

- Зачем искать ребёнку наставника, а не родителя или опекуна? Ведь в семье лучше.

- Безусловно, в семье, с заботливыми родителями ребёнку будет намного лучше, чем в учреждении. К сожалению, найти приёмных родителей для подростков очень непросто. Иногда и сами ребята уже не хотят уходить в семью. Но всё равно каждому из них нужен рядом близкий человек, поддержка.

Наставник - это помогающий взрослый, старший товарищ, немного фея-крёстная. Его основная задача - подготовить ребёнка к выпуску из детского дома. Вместе они проходят путь длиной в несколько лет. Наставник - это тот, кто выслушает, поможет с выбором профессии, поддержит в трудную минуту. Знаю много примеров, когда наставники учат, казалось бы, простым бытовым навыкам - сделать покупки в супермаркете, побриться и т. д.

- В Кемерове шесть наставников. Кто эти люди и кто их дети?

- Среди них дизайнер, фотограф, преподаватели, специалист по персоналу и владелица салона красоты. Дети - обычные подростки, которые захотели наставника и заполнили анкеты.

Не все решаются

- Как и кто может стать наставником? Что для этого нужно?

- Наставником может стать человек старше 24 лет, который готов видеться со своим подопечным раз в неделю по часу-полтора до его выпуска из детского дома, то есть до 18-летия. Это может быть дружба на долгие годы, если вы согласитесь стать наставником 14-летнему подростку. Для этого нужно заполнить анкету на сайте nastavnichestvo.org, пройти обучение, чтобы понять свою мотивацию и вообще погрузиться в тему, собрать документы и пройти заключительное собеседование.

Наставник - это помогающий взрослый, старший товарищ, немного фея-крёстная. Его основная задача - подготовить ребёнка к выпуску из детского дома.

Часто все сомнения разрешаются уже на первом тренинге. Кто-то идёт дальше, а кто-то понимает, что ещё не готов. Это нормальная практика: по статистике, до дверей детского дома доходят 12% кандидатов.

Превентивная помощь

- Дети из детских домов привыкли к подаркам. Должен ли наставник что-то дарить и вообще тратить свои деньги на досуг с ребёнком?

- По правилам проекта наставнику нельзя дарить подарки. Исключение - день рождения и Новый год. Что касается досуга, то здесь наставник решает сам, но мы рекомендуем соблюдать баланс. Приведу такой пример. Одна наша наставница приобрела абонемент в бассейн на месяц для себя и своей подопечной. Они договорились, что следующий абонемент будет только в случае улучшения успеваемости.

Мы считаем важным показать ребёнку ценность простых человеческих отношений и досуга. Важно, чтобы ребёнок ставил цели и старался их достичь. По итогам четверти успеваемость у девочки не повысилась, поэтому новый абонемент не купили.

- Как решить проблему сиротства? Что нужно делать, чтобы «ничейных» детей стало меньше?

- Эту проблему нужно решать превентивно, не дожидаясь ситуации, когда всё разрушено и детский дом - единственное безопасное место для ребёнка. Нужно поддерживать семьи, когда у них возникают трудности. Это и психологическая помощь, и материальная. Порой потёкшая крыша старого дома может стать началом конца чьей-то семьи. Люди часто не могут справиться со своими проблемами в одиночку, начинают злоупотреблять алкоголем, потом лишаются родительских прав. А можно было этого избежать, вовремя починив крышу и проведя серию консультаций с психологом.

Каково быть наставником?
«Я оказалась в проекте с октября прошлого года благодаря посту, который случайно увидела в ленте соцсети. Когда меня познакомили с девочкой, совершенно не похожей на подростка из детского дома (были определённые стереотипы в голове), я подумала: «Вау, как мне повезло!» Меня мотивирует общение с ребёнком (у меня нет своих детей, но я бывший учитель и очень их люблю), осознание, что я могу принести пользу конкретному человеку и каплю пользы обществу. Без сложностей не обходится. В моём понимании я могу быть хорошим другом, но надо не забывать, что в этой паре я взрослый человек и должна анализировать свои слова и поступки, контролировать эмоции. Это важно. Не давить, не указывать, но показывать варианты: как поступить, как ответить друзьям, родным, взрослым, незнакомым. Я узнаю себя, учусь общению точно так же, как и моя малышка. Можно думать долго, становиться наставником или нет, но надо зайти в проект на тренинги, после которых точно понимаешь, твоё это или нет», - поделилась Наставница 16-летней девочки, ведущий специалист по работе с образовательными учреждениями одной из крупных корпораций Дарья Ма Динь.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах