Примерное время чтения: 5 минут
96

Реформа строительного саморегулирования в России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 23/11/2016

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ СРО

Сегодня в России действует 267 саморегулируемых организаций в сфере строительства, которые включают в себя 122 тыс. членов – строительных компаний или ИП, осуществляющих строительство на территории 71 субъекта Российской Федерации.

ДОСТИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Разработано более 150 нормативных актов технического регулирования, направленных на обеспечение безопасности в строительстве. Разработаны профессиональные стандарты для рабочих и инженерных специальностей.

Введён в действие и показывает высокую востребованность единый реестр членов СРО. Реестр позволяет не только обеспечить получение достоверной информации о строительных компаниях, но и выявлять нарушения в работе саморегулируемых организаций.

 

НЕДОСТАТКИ ПРОШЛОЙ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Саморегулирование в строительстве существует уже семь лет. За это время сообществом сделано много полезного.

Вместе с тем известные проблемы – торговля свидетельствами о допусках, утрата средств компенсационных фондов, формальные требования к членам – вызвали необходимость кардинальной реформы этого института.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕФОРМЫ

Начало реформе было положено 3 июля 2016 года с принятием Федерального закона № 372-ФЗ, который внёс изменения в Градостроительный кодекс и другие нормативные акты.

Закон устанавливает, что в СРО обязаны участвовать только генподрядные организации, заключающие договоры строительного подряда на сумму более 3 млн рублей. Таким образом исключается дополнительная нагрузка на малые предприятия, а также застройщиков, самостоятельно выполняющих строительство, и технических заказчиков.

Ответственность за причинение вреда и за исполнение договорных обязательств разделена на два компенсационных фонда. При этом второй компенсационный фонд должны формировать только те члены СРО, которые выразили намерение участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд. Остальные строительные компании не обязаны участвовать в формировании второго компенсационного фонда.

Минимальные взносы строительной компании в оба компенсационных фонда для первого уровня ответственности – это контракты на общую сумму до 60 млн рублей – составят 300 тыс. рублей.

В системе госзакупок по виду деятельности «строительство и реконструкция» в 2015 году было заключено 163 тыс. контрактов стоимостью до 3 млн рублей. Это составляет 85% от всех государственных и муниципальных контрактов, заключённых в сфере строительства. Т. о., значительной части строителей не придётся доплачивать, если их СРО сохранила компенсационный фонд.

Новый закон более чётко урегулировал вопрос разработки и применения стандартов. Саморегулируемые организации получили возможность разрабатывать единые стандарты деятельности и применять лучшие практики корпоративного управления, контроля за деятельностью членов, процессов строительства.

Важное место в новой системе отводится квалификации специалистов. Вводится национальный реестр специалистов строительной отрасли. Руководящие сотрудники компаний должны соответствовать профессиональным стандартам. Эта мера, безусловно, повысит ответственность руководителей строительных и проектных компаний.

 

Для строительных компаний теперь будет применяться региональный принцип членства в саморегулируемых организациях. Такой подход позволит усилить контроль за деятельностью членов. ДО 1 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА ВСЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ ДОЛЖНЫ НАПИСАТЬ УВЕДОМЛЕНИЯ О ПЕРЕХОДЕ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРО ИЛИ О СОХРАНЕНИИ ЧЛЕНСТВА В ДЕЙСТВУЮЩИХ. При этом СРО проектировщиков и изыскателей формируются и функционируют без учета регионального признака.

До 1 ноября 2016 года все СРО должны разместить средства компенсационных фондов в банках, требования к которым установлены Правительством Российской Федерации.

Национальное объединение строителей при активном участии сообщества проводит работу по подготовке типовых документов и разъяснений по внедрению закона. Все материалы размещаются на сайте НОСТРОЙ.

Усиление взаимодействия Национальных объединений с региональными органами власти и совместная разъяснительная работа в субъектах Российской Федерации позволит довести до каждого строителя правильный алгоритм действий по применению норм нового закона и исключить возможные злоупотребления.

Реклама

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах