Примерное время чтения: 10 минут
551

«Родина - это мама, папа, подружка». Как воспитать настоящих мужчин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Кузбассе №8 19/02/2020
Мальчишек нужно учить личным примером.
Мальчишек нужно учить личным примером. Из личного архива Юрия Алябьева

Юрий Алябьев 25 лет отдал воинской службе. Настоящий полковник, он служил на Дальнем Востоке в 1970‑х, в пору крайнего обострения взаимоотношений с Китаем, воевал в Афганистане, участвовал в ликвидации аварии в Чернобыле. Жители юга Кузбасса знают его как автора и ведущего патриотической программы на местном телеканале.

Накануне Дня защитника Отечества военный рассказал корреспонденту «АиФ в Кузбассе» о том, кого и от чего сегодня нужно защищать.

Рисовал пушкой конверт

Анна Иванова, «АиФ в Кузбассе»: Юрий Павлович, вы помните свои первые впечатления об армии? Что тогда понравилось, а что шокировало?

Юрий Алябьев: В 1961 г. моего отца призвали в армию, и мы с мамой и младшим братом поехали за ним в Туркмению. Я был восхищён армейской жизнью! Кругом пески, грязь, убогая кишлачная житуха. И посреди этого стоит воинский гарнизон. Красивые сильные мужики! Вечером на спортплощадку нам, пацанам, было не попасть. Взрослые занимались на турниках, брусьях, и мы на маленький турник в очередь выстраивались, за ними повторяли.

Ещё помню настоящий боевой танк, приспособленный для учёбы. К пушке был приделан карандаш, перед ней крепился лист бумаги – надо нарисовать конверт. Я садился на место наводчика и вручную крутил маховики, которые двигали пушку в горизонтальном и вертикальном направлении. Это был такой кайф!

Через три года наша семья вернулась в Новокузнецк. Я здесь окончил школу и поехал поступать в Новосибирское общевойсковое военно-политическое училище. Так в 17 лет я очутился в казарме. Подъём в семь утра, зарядка, построение, завтрак, занятия – и так четыре года. В 2011 г. я ездил туда на юбилей выпуска. Нашёл свою кровать – стоит на том же месте, аккуратно заправленная. В общем, понюхал воздух своей юности.

– Некоторые говорят, мол, зачем ходить в армию – за год там сделают из тебя дурака. Есть в армии место и время для чтения хорошей литературы, музыки, кино?

– Я на эти слова обычно привожу в пример Льва Толстого: он два раза на войну ходил добровольцем и глупее не сделался, только мужественнее и твёрже. Конечно, у нас было время для чтения книг и газет, да и музыка была – общее радио, и какой-нибудь патефон в казарме имелся. И телевизор был. В основном толпы собирались вокруг экрана, когда шли хоккейные матчи.

Ботаникам не место?

– Срок службы в армии за столетия сильно сократился: служба была пожизненной, потом 25-летней и так постепенно сжалась до нынешних 12 месяцев. Стало больше желающих послужить?

– На ежегодных военно-полевых сборах среди десятиклассников мы проводим опросы, обычно в них участвуют человек 200-300. На вопрос, собираешься ли ты служить в армии, в 2008 г. 62,5% школьников ответили утвердительно, в 2018 г. – уже 45%, а в 2019 г. и вовсе было 27,5% желающих пойти в армию.

Юрий Алябьев воевал в Афганистане, участвовал в ликвидации аварии в Чернобыле.
Юрий Алябьев (крайний справа - прим. ред.) воевал в Афганистане, участвовал в ликвидации аварии в Чернобыле. Фото: Из личного архива Юрия Алябьева

Я, как и многие офицеры, считаю, что год – это мало. Это временное поветрие и нехорошее. Если половина солдат в роте только пришла, а вторая половина уже рисует дембельский альбом – это не солдатская семья, а проходной двор. И я очень сочувствую нынешним офицерам ротного звена: по сроку службы они не способны создать семью, поэтому теряется азарт. Да и сами отслужившие ребята-десантники рассказывали: «Ну что этот год? Мы всего по пять раз прыгнули с парашютом – даже почувствовать не успели!»

– Известный комик Руслан Белый, сам профессиональный военный, как-то сказал в интервью, что армия – не для всех. Может, действительно, пусть смелые, здоровые, выносливые, умеющие постоять за себя ребята идут в армию, а маменькиным сынкам и ботаникам лучше на альтернативную службу идти? Что даст им армия, кроме насмешек и унижений?

– А в жизни разве иначе? В ней сильные не встречаются со слабыми? Или мы хотим японский путь повторить? Там сотни тысяч молодых людей живут, не выходя из дома, всё заказывают по Интернету: от еды и одежды до, простите, интимных услуг. Или ещё пример: в новогоднюю ночь 2016 г. в старинном немецком Кёльне больше тысячи молодых немок подверглись нападениям мигрантов, и при этом никто из этих ближневосточных мачо не попал ни в морг, ни в санчасть. Как это характеризует немецких мужиков? Где они были, когда их женщин насиловали?

Мужчина – это сила. А если силы в мужиках нет, такая страна, народ обречены, рано или поздно. Вот с чем мы, ветераны воинской службы, пытаемся бороться и не допустить в нашу страну! Ведь что такое родина? Это мама, папа, одноклассница, подружка, и их нужно уметь защищать в первую очередь. Мужчина должен расти хозяином в доме, во дворе, в городе, в стране.

Конечно, нынешние тощие неспортивные пацаны, которые ничего тяжелее компьютерной мышки и банки с пивом не держали, боятся оторваться от тёплой постели, отдельного клозета, маминой кухни и оказаться в незнакомой среде, где каждое движение на виду 24 часа в сутки. Пусть всего год мальчишка проведёт в армии. Так он хотя бы немного пройдёт школу жизни в мужском коллективе, оставит свой смарт­фон и увидит, что есть другой мир. У него появится чувство патриотизма, ответственности – ему же потом жить, создавать семью и созидать страну.

Дамы – отдельно

– По вашему мнению, что нужно сделать, чтобы вырастали не маменькины сынки, а защитники Отечества?

– Считаю, многие корни проблемы кроются в нашем образовании. Мужчин надо вернуть в школу! Офицер запаса, командовавший взводом, ротой, батальоном несколько лет уже состоялся как педагог в не меньшей мере, чем учитель – выпускник педвуза. В наших школах ОБЖ и начальное военное образование преподают в основном женщины. Необходим переход от НВО к НВП (начальной военной подготовке), которую может вести только мужчина, прошедший школу армейской службы.

При нынешнем «дамодержавии» мы воинов не воспитаем. Простой пример: с 2018 г. наши новокузнецкие ветераны войн нашли спонсоров и купили гражданский вариант автомата Калашникова, чтобы на военно-полевых сборах старшеклассники могли пороху понюхать и пострелять. Договорились в Абагуре со стрельбищем. Всё совершенно бесплатно! Ждём. Но в 2018 г. до стрельбища доехали 200 человек из 800, а в 2019 г. и вовсе 100. Причина в том, что директора-дамы не пожелали везти туда школьников. Некоторые даже не посчитали нужным объявить мальчишкам, что будут стрельбы.

Возмущает также убогость и ущербность содержания учебников истории. На величайшую Сталинградскую битву в современном учебнике отведена «целая» страница, 10 строк – контрнаступлению и 4 строчки – значению битвы. Это не просто фальсификация, а предательство.

– Конкурс в Кемеровское президентское кадетское училище был аж восемь человек на место. Значит, есть интерес у школьников и к военной профессии, и к службе в армии. Какое значение для нашего региона имеет кадетское училище?

– Конечно положительное! Я рад за Кемерово. Но, к сожалению, в Новокузнецке ситуация не меняется. В каждом городе России с населением от полумиллиона человек есть кадетский корпус. И только Новокузнецк является исключением – здесь никогда не было ничего подобного. В 400-тысячном Курске 300 кадетских классов, в Москве их – тысячи, а у нас – всего пять в детском доме № 95. Да и те можно считать условными, т. к. мальчишки учатся вместе с девчонками.

Я считаю, если в старших классах девушки и юноши учатся вместе, то это впустую потраченное время: в 17 лет, сидя за соседними партами, они друг другом интересуются, а не формулами, которые «Мариванна» на доске пишет.

Помню, в военное училище мы, школьники-отличники, шли по конкурсу, а суворовцев брали без конкурса даже с тройками. Справедливо? Нет. Так я думал до 1 сентября. А когда мы пошли на общеобразовательные предметы, я увидел: суворовец нисколько не умнее меня, но запас усвоенных знаний у него намного больше, потому что он не отвлекался на сидящую рядом красавицу-ровесницу, а педагог мог в чисто мужском классе приструнить жёстко, по-армейски. Так что раздельное обучение – огромное преимущество кадетских корпусов, и его стоило бы постепенно внедрять в кузбасских школах, как это делают в Коми, в Ставрополье, в Москве и в некоторых регионах Сибири.

Научить трудиться можно только личным примером.
Научить трудиться можно только личным примером. Фото: Из личного архива Юрия Алябьева

– Как сегодня воспитать мальчишку, чтобы, придя в армию, он не был шокирован солдатским бытом и жизнью по уставу?

– Приучать к труду. Ведь во многом мальчишки боятся армии из-за того, что ничего не умеют делать своими руками. А научить трудиться можно только личным примером. В воспитании я всю жизнь придерживаюсь принципа своего тренера по боксу: не «делай так, как я сказал», а «делай, как я».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах